ПРОГУЛКИ ПО ВЫСТАВКЕ: "ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ФАРФОР". Автор: Орлова И.А.

Объявление

Научные исследования и
разработки сотрудников музея

ПРОГУЛКИ ПО ВЫСТАВКЕ: "ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ФАРФОР". Автор: Орлова И.А.

    Как любили в Европе 18-го столетия китайский фарфор! Какими только эпитетами его не награждали! В начале века он был большой редкостью и ценился на вес золота. Позволить себе иметь фарфор могли только немногие могущественные монархи, увлекавшиеся его коллекционированием.
    Посуда из необыкновенной керамики – фарфора – появилась более тысячи трехсот лет назад сначала в Китае, а затем в Японии. Тончайшие стенки фарфоровых чашек, покрытые глазурью, издавали от прикосновения звук, схожий с мелодичным звоном серебра. Изделия назвали «звонким чудом».
    Небольшой китайский городок у подножия горы Гаолин стал с 16 века центром производства фарфора. От названия горы произошло и название той белой глины, из которой изготавливали фарфор – каолин. В одном из документов того времени так описывались требования к изготовленной из него посуде: она должна была быть «голубой, как небо после дождя в промежутках между облаками, блестящей, как зеркало, тонкой, как бумага, звонкой, как гонг, гладкой и сияющей, как озеро в солнечный день».
   Чтобы этого добиться, каолин размалывали, промывали в проточной воде в тончайшую пыль, которая оседала на дне последовательно расставленных чанов. Образовавшуюся керамическую массу заворачивали в полотно и выдерживали по нескольку лет, чтобы она стала нежной и мягкой. Затем из нее делали посуду, шлифовали, покрывали глазурью, обжигали в печах, полировали. Каждый сосуд проходил через руки не менее семи-десяти мастеров. Но весь этот процесс был «тайной за семью печатями» для Европы, ибо китайские власти установили смертную казнь за раскрытие секрета изготовления фарфора.
    Первой попыткой производства фарфора в Европе была основанная во Флоренции герцогом Франческо ди Медичи мануфактура. Для производства изделий, известных под названием «фарфор Медичи», использовался уже имевшийся в Италии опыт производства майолики. В связи с этим, большое значение имеет археологическая находка М.В.Фролова 2011 года, сделанная на территории Александровского кремля: фрагменты итальянской керамики 16 века. Может быть, это одно из доказательств того, что Россия познакомилась с ней еще во времена Ивана Грозного?
     А между тем в Европе фарфор все больше и больше привлекал к себе внимание необыкновенной легкостью, прозрачностью, высокой прочностью. Там он ценился одно время даже дороже золота, так как распространилось поверье, будто любой яд, добавленный в пищу, сразу изменяет цвет фарфора, а яд в те времена был довольно ходким и действенным средством в борьбе за престол и богатство.
     Использование фарфора в начале 18 века было не столько утилитарным, сколько демонстрирующим богатство и высокий статус. В королевских дворцах и домах знати стали появляться специальные фарфоровые кабинеты, где чаши, миски, вазы, кувшины, расставленные на полки и столики, составляли их главное убранство. Страстный любитель фарфора и самый известный его коллекционер в Европе – правитель Саксонии Август II Сильный – создал в Дрездене Японский дворец, где демонстрировал свои фарфоровые сокровища. Он не жалел средств на приобретение новых экземпляров. По всей Европе распространился слух о том, что Август II отдал прусскому королю за две фарфоровые вазы целый полк драгун.
      В Китай из Европы засылались шпионы, но только в начале 18 столетия монаху-французу удалось выведать секрет изготовления китайского фарфора. Но привезенные им сведения носили такой общий характер, что наладить по ним производство оказалось невозможным. И только когда за дело взялись ученые, поставив поиск на научную основу, дело сдвинулось с «мертвой точки».
      В 1709 году в Саксонии, в местечке Мейсен был основан фарфоровый завод. В Европе фарфор также начали производить из белой глины - каолина - с примесью порошка полевого шпата и кварца. А когда появилась мануфактура в Севре, мир познакомился с ажурным французским фарфором. Для его украшения использовалась и ручная роспись, и метод декалькомании – нанесения переводных картинок.
Фарфоровые изделия привозились в Россию как из Китая и Японии, так и из Европы. В газете «Санкт-Петербургские ведомости» в 1731 году отмечалось, что «фарфоровая посуда всем так понравилась, что по общему обыкновению ни единый покой изрядно убран быть не может, в котором оная посуда не имеется».
     Императрица Елизавета Петровна, страстная любительница фарфора, не жалела средств для его приобретения. Но первый в России сервиз был ею получен в качестве подарка от правителя Саксонии Августа III. Он был изготовлен на Мейсенской мануфактуре и прислан по случаю бракосочетания наследника престола Петра Федоровича и немецкой принцессы Софии-Августы (впоследствии императрицы Екатерины II). Большой парадный сервиз состоял более чем из четырехсот предметов и соответствовал своим составом требованиям европейского дворцового этикета. Он получил название «Андреевский», так как был украшен символами, связанными с главным российским орденом – Андрея Первозванного.
     Зарубежный фарфор был слишком дорог, а Елизавете Петровне хотелось наладить свое производство в России. В 1744 году под Петербургом был основан Императорский фарфоровый завод, на который для организации работ был приглашен из Германии с Мейсенской мануфактуры мастер Гунгер. Немец выдавал себя за человека, владеющего тайной изготовления фарфора, но все его опыты по созданию в России фарфорового производства были неудачны.
В 1746 году указом императрицы к заводу был приписан Дмитрий Иванович Виноградов, закончивший к тому времени обучение горному делу в Германии. Как и его предшественники в Европе, он поставил дело на научную основу. Путем целой серии опытов ему удалось получить первые образцы отечественного фарфора Почти одновременно им были найдены и разработаны составы и способы изготовления фарфоровых красок.
Вначале Императорский фарфоровый завод ограничивался производством небольших по размеру вещей, чаще всего табакерок, мода на которые была распространена в то время. Их дарили, их специально заказывали, ими награждали. Появиться в обществе без такой изящной вещицы, как табакерка, считалось неприличным. Делали табакерки всевозможных форм и размеров, с тайниками и замысловатыми украшениями, «пакетовые» - имитирующие почтовые конверты с сургучными печатями, в виде барабанов, раковин, снабжали забавными надписями. Руководивший заводом барон Черкасов счел возможным уже в 1751 году преподнести первую табакерку императрице Елизавете Петровне, а с 1753 года их стали использовать в качестве дипломатических подарков за границей.
     Первым большим заказом, выполненным заводом для императорского двора стал сервиз столовый и чайный, получивший название Собственного ее Императорского Величества сервиза. Произошло это в 1756 году. Наведенная на поверхность ажурная сеточка с мелкими цветочками, лепные украшения, расписанные красками, придавали ему воздушность, изящество, торжественность. Днища тарелок были украшены ручными росписями с изображением птиц. Для тех, кто посетит выставку «Царь-реформатор и «царь-девица» в музее-заповеднике «Александровская слобода» представится уникальная возможность увидеть эти раритеты. И в тоже время посетителей ожидает сюрприз, так как рядом он увидит предметы еще из одного сервиза, который также носит название Собственного и датируется примерно этим же временем. Так какой из них был действительно первым? И хотя в большинстве книг по истории фарфора таковым значится сервиз с ажурной сеточкой, оставляем вам возможность составить об этом вопросе собственное представление, сравнив их в витрине музея.
   Детищу Д.И.Виноградова была суждена долгая и счастливая жизнь, в то время как судьба его создателя закончилась трагически. После завершения работ над фарфором Д.И.Виноградов рассчитывал, что ему будет, наконец, позволено заняться горным делом, которому он обучался. Но барон Черкасов продолжал держать его на заводе, занимая работой, которую вполне могли выполнять обученные к тому времени мастера. Прошения Виноградова на имя императрицы оставались без ответа.
    Нервный срыв привел к тому, что Дмитрий Иванович решился на тайный побег с завода. Но был пойман и по приказу Черкасова был в избе «посажен на цепь». В таком положении «колодника» он и написал книгу об открытом им методе производства русского фарфора. В этом же положении он встретил и свою смерть.
Оценивая красоту, изящество, благородство фарфоровых вещей середины 18 века не забудьте и о трагедии жизни их создателя.
Научный сотрудник музея-заповедника
«Александровская слобода»
Орлова И.А.
Назад
scroll