«Дорого яичко ко Христову дню!» «Дорого яичко ко Христову дню!»

Пушкинская карта
Оценка качества услуг музея
Международный форум-выставка "Россия"
Год семьи 2024
Выставка «Дело в шляпе»

Новости

«Дорого яичко ко Христову дню!»

IMG_3962.jpeg

   В коллекции музея-заповедника «Александровская слобода» есть большое количество разнообразных раритетов, которые можно объединить словосочетанием «пасхальный сувенир». Как и столетия назад, сегодня мы вновь радуемся воскресению Христа и схождению благодатного огня. И в этот день все православные снова и снова поздравляют друг друга и дарят приятные тематические подарки.
Особой популярностью в народе пользуется обычай красить яйца. То красное (или красивое) яичко, которое украшает наш пасхальный стол, которым мы обмениваемся с друзьями и родственниками, окруже¬но легендами и сказаниями. Само яйцо символизирует скрывающуюся внутри него новую жизнь, а вот традиционный красный цвет трактуют по-разному.
По одной версии – это символ страданий и крови Иисуса Христа, по другой – доказательство его воскрешения, по третьей – сама Дева Мария первой начала раскрашивать яйца, когда играла со своим маленьким сыном. Со временем красный цвет, достигаемый луковой шелухой, стали заменять разными техниками и расцветками.
«В нашем музее имеется фрагмент упаковки начала XX в. от пасхальных фабрики красок братьев Гейтман. На листе бумаги внизу изображена девушка с яйцом в руках, вверху – мужчина в восточной одежде и тоже с яйцом. По всей видимости, рекламная картинка должна была донести до покупателя мысль о том, что по всему миру пасхальные яйца красят с помощью этого продукта», – рассказывает хранитель коллекций музея-заповедника «Александровская слобода» Елена Жесткова.
По народным поверьям, первому пасхальному яйцу, полученному при христосовании (пасхальном приветствии и поздравлении), приписывают охранные свойства: способность останавливать пламя во время пожара, предохранять имущество от воров. Считали, что если оно не испортится, то год пройдет благополучно. В народе не зря говорится: «Дорого яичко ко Христову дню!».
Со временем стали изготавливать оригинальные сувенирные футляры, в которые такой подарок можно было вложить. В фондовом собрании музея их множество (разъемные, в основном деревянные) – от незатейливых до более искусных. Сцены в основном традиционные, церковные. Например, «Воскресение Христово» – фигура воспаряющего Христа и ангела, придерживающего пещерную плиту; «Спас Нерукотворный»; «Вознесение»; изображение знаменитых храмов и т.д. Есть и более «легковесные» сюжеты: милая пара – мальчик и девочка в крестьянской одежде, на обороте - надпись «ХВ»; нарядная боярыня в шубке и кокошнике, восточная красавица, виды Венеции и прочее.
Очень своеобразно выглядит фарфоровое яйцо, из тупого окончания которого «выглядывает» рельефное глазурованное изображение лика ангела. Или фарфоровая фигурка девушки с веером, опирающейся о скорлупу яйца (возможно, настоящее туда и вкладывалось).
Со временем яйцо как один из атрибутов празднования Воскресения Христова нашло новые воплощения и стало подлинным произведением декоративного искусства: деревянные точеные яйца, яйца из фарфора, стекла, драгоценных металлов; для пасхальных яиц делали настольные украшения и подвесные футляры. Но самое главное – это понимание, что такие традиции становятся духовными скрепами, олицетворяющими связь поколений и единение разных наций с общей культурой.
C. Вершинина
пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода»
IMG_3962.jpeg

IMG_3962.jpeg







Назад
scroll
Покупайте онлайн