Мини-выставка «Редкие иконописные образы» Мини-выставка «Редкие иконописные образы»

Пушкинская карта
Оценка качества услуг музея
Международный форум-выставка "Россия"
Год семьи 2024
Выставка «Дело в шляпе»
XXIII Московский Пасхальный фестиваль. Ансамбль певчих Есентукского благочиния Пятигорской и Черкесской епархии

Архив выставок

Мини-выставка «Редкие иконописные образы»

Афиша_редкие образы_.jpg

  В алтарной части Успенской церкви музея-заповедника «Александровская слобода» открылась мини-выставка «Редкие иконописные образы», которая продолжает проект «Православная культура XVI-XX вв.». Все представленные иконы имеют свои неповторимые особенности.
   Среди них самобытные работы Кирилла Сивкова, ярчайшего представителя провинциальной иконописной школы. Его образы стали своеобразным открытием 90-х годов в науке об иконописи Нового времени и вызвали огромный интерес и высокую оценку специалистов на выставке в Третьяковской галерее в 1995 году. Они были буквально спасены сотрудником музея-заповедника «Александровская слобода» из разрушавшейся церкви Знамения Благовещенского погоста Александровского уезда.
   Как рассказала научный сотрудник А.Н. Лакиза: «С результате исследований было установлено, что в 1752 году он со своими учениками написал страстной чин (ряд икон, повествующих о последних днях земной жизни Иисуса Христа) для храмового иконостаса. В XVI веке церковь стояла на землях знатных бояр Нагих. Из этого рода происходила последняя жена Ивана Грозного – мать царевича Дмитрия». На выставке экспонируется две из десяти икон страстного ряда: «Омовение ног» и «Взятие Иисуса Христа под стражу».
   Икона «Моление о чаше» XIX в. представляет известный библейский сюжет: в ночь перед арестом Иисус Христос молится в Гефсиманском саду, чтобы его миновала жуткая чаша страданий. В отличие от канонических, она написана на холсте и более схожа с живописной картиной, выполненной в западноевропейской манере. Ценители иконописи могут сравнить ее с одноименной работой кисти Ф.А. Бруни.
   Не менее интересным образцом провинциальной иконописи XIX века является работа неизвестного мастера «Ветхозаветная Троица», выполненная на округлом горизонтальном спиле дерева.
   На иконе «Распятие Христово» центром композиции является врезной эмалевый крест, а образы предстоящих и херувимов лишь декорирует литую пластику. Такая техника получила широкое распространение в XIX столетии.
   Устойчивая потребность следовать древним канонам сохранялась только в старообрядческом искусстве. Миниатюрный меднолитой складень «Богоматерь Умиление» XIX в. выполнен в Гуслицах – «столице» староверов, свято чтящих традиции предков.
   Сохраненные и возрожденные сотрудниками музея-заповедника «Александровская слобода» неканонические, а потому редкие, образцы иконописного искусства, распространенного в основном за пределами столицы, можно увидеть в домовом храме цариц до 02 октября.

scroll
Покупайте онлайн