Пушкинская карта
Оценка качества услуг музея
Международный форум-выставка "Россия"
Год семьи 2024
Выставка «Великий русский северный путь»

100 лет вместе. Музей, события, люди

2019-й - ГОД ТЕАТРА БАЛЕТ «ИВАН ГРОЗНЫЙ»

   Судьба кинематографического шедевра «Иван Грозный» сложна и противоречива, как и личность его главного героя. Фильм в 1941 году по указанию Сталина начал снимать кинорежиссер Сергей Эйзенштейн. Автор музыки, композитор Сергей Прокофьев, «подключился» к съемочной группе в 1942 году.
   Музыку к фильму записывал оркестр под управлением дирижера Абрама Стасевича, который восторженно относился к сочинению С. Прокофьева и знал, как много эта музыка значила в замысле С. Эйзенштейна. А тот отмечал, что она «нигде не становится иллюстрацией, но всюду сверкая торжествующей образностью, поразительно раскрывает внутренний ход явлений, его динамическую структуру, в которых воплощаются эмоции и смысл события».
   Спустя годы, желая сохранить музыку, А. Стасевич в 1962 году составил на ее основе ораторию «Иван Грозный», а позднее предложил Юрию Григоровичу поставить балетный спектакль. К этому времени у него уже был триумф «Спартака», ставший шедевром на все времена. Балетмейстер смело взялся за воплощение темы из русской истории. Его не остановило и то обстоятельство, что музыка С. Прокофьева считалась «небалетной». Очень долгое время не удавалось найти удачное хореографическое воплощение даже для балета «Ромео и Джульетта» и в ходу была эпиграмма «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Тем не менее Ю. Григорович создал незабываемый спектакль, а работу над «Иваном Грозным» продолжил и после смерти А. Стасевича в 1971 году.
   Композитор М.И. Чулаки сделал новую версию из материала киномузыки С.Прокофьева, включив в нее «Русскую увертюру», части Третьей симфонии и фрагменты кантаты «Александр Невский», а также создал отдельные эпизоды, основанные на соединении нескольких музыкальных тем. Первоначально предполагалось, что действие будет развиваться вокруг известных исторических персонажей – царя Ивана Грозного и его супруги Анастасии, затем был введен третий – Андрей Курбский. От идеи исторического спектакля отказались: получилась история о любви первого русского царя.
   «Иван Грозный» был готов к началу 1975 года и стал крайне необычным явлением: балеты, полностью основанные на русской исторической теме, почти не ставились. Иван Грозный оказался впоследствии единственным персонажем средневековой истории России, выведенным на сцену в жанре балетного спектакля. Уникальность постановки заключалась также и в демонстрации жизни всей страны в то далекое трудное время. Огромную роль в спектакле играли «народные сцены», скоморохи и звонари заняли весомое место наряду с главными персонажами. Превосходные декорации и костюмы к спектаклю создал художник Симон Вирсаладзе. (Кстати, несколько лет назад музей-заповедник и Большой театр осуществили совместный выставочный проект «Александровская слобода» на сцене Большого», который представил прекрасные исторические костюмы данной тематики и в том числе - из этого знаменитого балета).
   Зрители увидели необычную трактовку образа главного персонажа – симпатии Ю. Григоровича оказались на стороне Ивана Грозного. И, конечно, не все были готовы признать оправдание жестокости «русского тирана». Создатели балета, используя музыку С. Прокофьева, постарались сохранить режиссерскую трактовку образа главного героя фильма.
Музыкальный критик Наталья Воробьева так оценила спектакль: «главных действующих лиц трое, но «самый главный» среди них, разумеется, царь Иван Четвертый. Не потому, что царь, но потому, что спектакль ярко показывает преображение характера – от молодого юноши, еще почти мальчишки, счастливого и влюбленного, до одинокого, умудренного опытом человека, чья жизнь полна жестокости и крови. Балет показывает … истинную трагедию личности – причем с помощью танца. Такую масштабную роль и сыграть требовалось с размахом. От артиста ждали … особенной харизмы… Григорович вспоминал, что под каждого нового исполнителя основной партии он подбирал танец и рисунок, репетируя и выбирая вместе с ним. Именно после того, как последний исполнитель роли в 1990 году уехал в Лондон, и на его место не смогли найти подходящего артиста, спектакль был закрыт».
   Сам хореограф говорил о своем персонаже: «… я не стремлюсь никогда давать оценки подобным глобальным явлениям в своих спектаклях… Балет вообще не для того существует! Но свое понимание пути Ивана у меня, конечно, есть. Страшный ли он человек, этот «собиратель Руси» Государства Российского? Конечно, страшный. Сцены из жизни царя…говорят о том, что движение…к абсолютной власти в итоге раздавливает властителя. Молодой Иван-воин, «воевавший Казань» и вступающий в Москву под трубные возгласы народа, готовится в финале балета слушать трубу Архангела и предстать перед вечным судом. Ивана судят уже четыре века, отношение к нему периодически меняется… но его фигура все не уходит, и не уходит из народного сознания. В этом нескончаемом потоке времени балетным театром ищется и своя художественная истина».
Музыкальные критики высоко оценивали работу Ю. Григоровича: «Экспрессивный, насыщенный сложными элементами танец создает мир переплетений личных и политических страстей и амбиций, перемещений иконописных ликов и персонажей. Вся постановка, все действие на сцене служит воплощению личности главного персонажа. Его образ в балете предстает масштабным и неоднозначным…в развитии, вырастая на глазах зрителя из молодого и полного надежд и планов человека до жестокого властителя».
    Первый исполнитель партии Андрея Курбского – Борис Акимов, вспоминал, что роли Ивана и Андрея были построены на контрасте: один блондин, второй брюнет, один в темном костюме, другой в светлом и так далее. Артист должен был сделать Курбского таким же волевым, как царь, но более лиричным. Первые исполнители главных партий до сих пор считаются «золотым составом». На премьере спектакля в феврале 1975 года танцевали: Юрий Владимиров (Иван Грозный), Наталья Бессмертнова (Анастасия), Борис Акимов (Андрей Курбский). В этом составе балет продержался два с половиной сезона (без второго состава и «подстраховки»), ни один спектакль не был сорван. Впоследствии в «золотой состав» вошли исполнители партии Грозного – Владимир Васильев, Александр Годунов, Михаил Лавровский, Ирек Мухамедов; партии Анастасии – Людмила Семеняка, Нина Сорокина, Алла Михальченко. В течение пятнадцати лет «Ивана Грозного» отыграли на подмостках Большого театра 99 раз. Спектакль был снят с репертуара в 1990 г., после отъезда за рубеж Ирека Мухамедова. Но в декабре 2004 г. Ю. Григорович вновь осуществил постановку «Ивана Грозного» в театре «Кремлевский балет». Москва увидела в роли царя Игоря Иебра Иглесиаса, первого иностранца, исполнившего эту партию в России.
    Параллельно балет появился и на зарубежной сцене. Летом 1975 года труппа Большого гастролировала в США, где «гвоздем программы» оказался балет «Иван Грозный». Там его увидел директор Парижской оперы Рольф Либерман и по его приглашению Ю. Григорович поставил этот спектакль во Франции. Главные партии исполнили Жан Гизерикс и Доминик Кальфуни. В Парижской опере спектакль был сыгран столько же раз, сколько и в Москве. Как и в Большом, он на время был снят с репертуара, но возобновлен Ю. Григоровичем в 2003 году.
   В 2011 году наследники С. Прокофьева передали Ю. Григоровичу исключительное право использования музыки композитора для балетного спектакля. И мастер начал восстанавливать в Большом театре легендарный балет. Ему активно помогали те, кто в 1975-1990 годах принимал участие в постановках. В ноябре 2012 состоялась премьера в новом составе. Партию царя исполнил Павел Дмитриченко. Оценка зрителей и специалистов была противоречивой.
    Критик Наталья Воробьева: «Редко бывает так, чтобы все поголовно сходились в единой точке зрения – положительной ли, отрицательной ли. Вот и балет «Иван Грозный» получал как неодобрительные комментарии, так и восторженные… Говорили, что на этом спектакле нужно учить молодежь – в противовес слышалось, что он слишком идеологизирован. Одни считали его творческой удачей, другие – прославлением «демона». Зрители отмечали масштаб эпохи, который прекрасно удалось передать артистам, восторгались музыкой, органично легшей в спектакль, не переставали удивляться костюмам и сценографии. Все это, по их отзывам, создавало мощь и величие времени Ивана Грозного».
    Спектакль повторяет судьбу исторического персонажа: «свобода слова» в Интернете просто «зашкаливает». Спорят не только о художественных особенностях, но о слухах и мистике. Кто-то говорит, что Иван Грозный «приглянулся» Ю. Григоровичу, чувствовавшему себя в Большом театре «царем и богом», безжалостно ломавшим судьбы неугодных ему артистов. А кто-то видит влияние балетной роли на решение Александра Годунова (первый состав) бежать из СССР, и его трагическую гибель при невыясненных обстоятельствах. А в 2013 году, едва спектакль был возобновлен, театр лишился первого исполнителя новой версии – Павла Дмитриченко. Он был обвинен в организации покушения на руководителя балетной труппы С. Филина и получил тюремный срок.
     Но несмотря на все перипетии, балет продолжает идти и в России, и за рубежом. У него есть свои сторонники и фанаты. Это люди, которые способны увидеть трагедию любви и ненависти не столько грозного правителя, но, прежде всего, человека - в замечательном хореографическом воплощении.
И.А.Орлова,
внештатный сотрудник музея-заповедника
 
01.JPG 
Костюм к партии Татарина из балета «Иван Грозный» (постановка 1975г., худ. С. Вирсаладзе)
на выставке «Царская слобода на сцене Большого»

02.jpg
Афиша к премьере

03.jpg
Фрагмент балетного спектакля

Назад
scroll
Покупайте онлайн