22 декабря
Адвент-календарь/22 декабря

КСТАТИ!
Красота! Вкуснота! И вот эта, и вон та!

Всего через несколько дней наступит самый любимый, веселый и чудесный Новый год – праздник сладких подарков. Кто из нас в детстве не поднимал душистые колючие лапы, разыскивая долгожданный сюрприз – оранжевые мандарины и вкуснейшие конфеты, появлявшиеся на столах лишь в особенные дни. И это богатство – в картонном домике или пластмассовом снеговике, которыми можно еще долго играть или хранить там что-то свое, секретное...

У этой трогательной ностальгии глубокие корни – ведь традиции не новы: вспомним, как же выглядела упаковка и конфетные фантики в старину. Благо, в коллекции музея-заповедника «Александровская слобода» есть замечательные образцы этой «сладкой» темы. А увидеть часть из них можно на экспозиции «В купеческой лавке», где на прилавок «выложен» самый разнообразный товар, в том числе шоколад, конфеты, чай в железных коробках с замочком и ключиком, сахарные головы и многое другое…

Итак, празднично-новогодний экскурс...
Еще в начале XIX-го века всевозможные сладости укладывали в простую бумагу, ящички и обычные картонные коробки. Но с годами упаковка преображалась: появились жесть, стекло, дерево; бархат, шелк, муар и лучшие сорта бумаги. Из них делали конфетные этикетки и причудливые коробки и шкатулки в виде книги, подковы, тыквы и т.д. Фабриканты-кондитеры живо откликались на исторические и культурные события, которые воплощали в эскизах оберток: сказки, басни И.А.Крылова,


«Басни Крылова». Упаковка от шоколада («Товарищество Санкт-Петербургской шоколадной фабрики «Жоржъ Борманъ») 1896 г.

«Басни Крылова». Упаковка от шоколада («Товарищество Санкт-Петербургской шоколадной фабрики «Жоржъ Борманъ») 1896 г.

сочинения Н.В.Гоголя, различные даты и праздники. В дни больших торжеств появлялись товары в специальной, можно сказать, сувенирной упаковке.

«Ёлка». Рождественская упаковка от конфет в виде книги.

  Качество и дизайн российского фантика кон. XIX – нач. XX вв. были одними из лучших в мире. Но имена художников (зачастую знаменитых – Врубель, Бакст, Бенуа), создававших мини-шедевры, хозяева фабрик держали в секрете, опасаясь конкурентов.

«Русские художники и ихъ картины». Вкладыши в кондитерскую упаковку (Фабрика «Товарищество Эйнемъ»)

 Кстати, известный иллюстратор сказок Иван Билибин создал эскизы шоколадной серии «в русском стиле», и не только.

Крупные кондитеры стремились сами производить эксклюзивную «оболочку». У фабриканта Абрикосова цех упаковки возглавлял известный живописец Федор Шемякин. Еще будучи молодым купцом, Абрикосов понял силу рекламы и развернул мощную PR-кампанию. Этикетка превратилась в маяк, влекущий покупателя, а одной из «фишек» стала серия. Например, на каждой из оберток от шоколада по сказке «Золотая рыбка»

«Золотая рыбка». Упаковка от шоколада («Товарищество А.И. Абрикосова сыновей»). Кон.XIX – нач. XX вв.

изображали фрагмент, за которым следовало продолжение. На других фабриках выходили коллекционные карточки, создавались красочные тематические серии (практически все они состояли из двенадцати картинок).

Кстати, именно на «абрикосовской» фабрике впервые в России выпустили коробки конфет с «сюрпризом»-вкладышем (флажки, мозаика, маленькие географические карты, бумажные игрушки, переводные картинки). И там же появился хит новогодних подарков для детворы - обернутые в фольгу шоколадные зайцы и Деды Морозы. Шедевром коммерческой рекламы стала и серия конфет «Загадки», где на обертке были «задачки для ума».

Обертка от шоколада «Загадки. Где пастух?» нач. XX в.

А фабрика Жоржа Бормана впервые в России стала выпускать шоколад с помощью паровых машин. Сегодня каждый ребенок знает, что такое «Киндер-сюрприз». А ведь первое шоколадное яйцо с подарком внутри придумал именно Жорж Борман. Правда, в то время внутрь вкладывалась не игрушка, а символическая маленькая вещичка: крестик, макет костела, православного собора и т.д.

На фабрике «Товарищество Эйнемъ» тоже старались удивить. Коробки отделывали шелком, бархатом, кожей, превращая их в маленькие шедевры.

Шкатулка в бархате (Фабрика «Товарищество Эйнемъ»). Кон.XIX – нач. XX вв.

Рекламу фирмы несли театральные программки, наборы-сюрпризы с вложенными в коробку конфет открытками. Эксклюзивные сладости всегда продавались со специальными аксессуарами – в упаковку вкладывали фирменные салфетки и специальные щипчики для конфет.

Для фабрики писал музыку свой композитор, и покупатель в красивой упаковке с карамелью или шоколадом получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса монпансье», «Танца какао» или «Кекс-галопа». Кстати, музыку для «Эйнемъ» сочинял Яков Фельдман (автор известного романса «Ямщик, не гони лошадей!»).

Сегодня подарочная упаковка также пестрит разнообразием, манит и влечет. Но креативные кондитеры вновь возвращают ушедшие традиции. И при взгляде на яркое сладкое обилие рука все же тянется к упаковке в ретро-стиле. Именно она подсознательно вызывает большее доверие, а сладости в ней кажутся вкуснее. А мы, положив за щеку кусочек любимого шоколада, ненадолго возвращаемся в детство...


Обертка кондитерская «Конфект Дедушка Мороз». Кондитерская фабрика Ф.Т. Кудрявцева. 1910-1919 гг.