В царицыном домовом храме – серебро, жемчуга, самоцветы… В царицыном домовом храме – серебро, жемчуга, самоцветы…

Пушкинская карта
Оценка качества услуг музея
Международный форум-выставка "Россия"
Год семьи 2024
Выставка «Дело в шляпе»
XXIII Московский Пасхальный фестиваль. Ансамбль певчих Есентукского благочиния Пятигорской и Черкесской епархии

Архив

В царицыном домовом храме – серебро, жемчуга, самоцветы…

IMG_8972_.jpg

  «Драгоценный наряд иконы» – так называется мини-выставка, органично вписавшаяся в строгую и таинственную атмосферу белокаменного домового храма женской половины царского дворца. Раритетные оклады из коллекции музея-заповедника «Александровская слобода» демонстрируют разнообразие техник украшения икон в XVII-XX вв.

  Искусство иконописи пришло на Русь из Византии. Сверкающий оклад (риза), обрамляющий лики святых, символизирует исходящий небесный свет, в котором они пребывают: «Одеяйся светом, яко ризою». В отличие от окладов других стран такая роскошь оформления свойственна в основном русским произведениям. И это стало отдельным направлением декоративно-прикладного творчества.

  Оклад закреплялся поверх красочного слоя. Мастерами-серебряниками в технике басмы закрывались лишь поля и фоновая часть изображения, а фигуры святых, пейзажи и архитектура оставались открытыми. Прекрасный образец – двухстворчатый кузов-складень «Спас Нерукотворный»XVII в., декорированный чеканным басменным окладом с растительным орнаментом из серебра с позолотой. Подобные иконы использовали для домашней молитвы или брали в дальние поездки. В витрине – «Образ Пресвятой Богородицы Боголюбской»XVIII в. Здесь открытыми оставлены только лики и кисти рук, что стало характерным для того времени.

  Превосходный образец русского ювелирного искусства – оклад к иконе «Господь Вседержитель» – выполнен в уникальной технике скани. Драгоценная металлическая нить образует причудливые растительные и геометрические узоры в сочетании с зернью – маленькими металлическими шариками.

IMG_8979_.jpg

  Драгоценный оклад «Богоматери Владимирской» гармонично дополняет жемчужная риза ручного шитья. По мнению искусствоведов, оно возникло на основе традиций лицевого шитья XVI столетия и получило особое распространение в XVIII в. Искусство русских вышивальщиц демонстрируют риза с иконы «Троеручица» и небольшие убрусы (некогда составлявшие полный набор),изящно расшитые серебряными нитями, жемчугом, сердоликом, кордиеритом, кораллами, стеклянными бусинами.

  Эти сохраненные и представленные музеем-заповедником «Александровская слобода» культовые ценности раскрывают высочайший уровень мастеров декоративно-прикладного искусства, творения которых стали национальными раритетами.

Пресс-служба

музея-заповедника «Александровская слобода».

Назад
scroll
Покупайте онлайн