Сегодня христиане отмечают один из двенадцати главных праздников – День Святой Троицы. Называют его и Пятидесятница. Согласно Писанию, именно на 50-й день после Воскресения Христа его ученики собрались в Сионской горнице. Тогда миру была явлена вся полнота Божественной Троицы: Бог Отец, пославший Святого Духа в виде огненных языков; Бог Сын, исполнивший свое обещание, и сам Святой Дух. Это событие наделило апостолов даром говорить на разных языках, чтобы проповедовать Евангелие по всему миру.
«В нашей коллекции иконописи есть несколько образов, изображающих этот праздник. Но редким признан один экземпляр – икона «Троица Ветхозаветная», хотя и написан он сравнительно недавно – в XIX в. да еще и местным непрофессиональным мастером. Но! Основа (доска) – это горизонтальный срез дерева, что не типично для русской иконописи. На этой своеобразной основе изображены три ангела, восседающие за столом: один справа, два фронтально. На переднем плане слева – коленопреклоненный святой Авраам, подающий блюдо с трапезой одному из ангелов. Более понятен для восприятия образ на другой иконе. Она датируется тем же столетием и называется «Святая Троица». На липовой доске тот же сюжет. В центре композиции – три апостола, восседающие за столом; слева на переднем плане изображен в полный рост ветхозаветный патриарх Авраам, с чашей в руках; на заднем плане – святая Сарра, его жена», – рассказала хранитель коллекций музея-заповедника «Александровская слобода» Ирина Короткова.
На Стоглавом соборе, созванном в Москве Иваном Грозным в 1551 году, икона письма Андрея Рублёва была указана в качестве образца для изображения Святой Троицы. Самодержец не раз приезжал праздновать Троицу в Сергиеву обитель, а оттуда переезжал в свою слободскую резиденцию. На ее территории еще его отец Василий III выстроил Троицкий (ныне Покровский) храм, служивший для Грозного домовой церковью. По мнению исследователя Александровской слободы В.В. Кавельмахера, она была первым шатровым культовым сооружением Руси и стала прообразом для последующих церквей с подобным навершием. Храм выстроен на погребах и подклетах, образующих теплое подцерковье. По предположениям архитектора, они могли быть хранилищами «государевой казны, рухлядной, постельной, оружейной палатами».
Еще больше информации об архитектуре Александровского кремля можно узнать на экскурсионных и интерактивных программах Музея Ивана Грозного.
Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода».