Как царь в Слободу переехал… Как царь в Слободу переехал…

Пушкинская карта
Оценка качества услуг музея
Международный форум-выставка "Россия"
Год семьи 2024
Выставка «Дело в шляпе»
XXIII Московский Пасхальный фестиваль. Ансамбль певчих Есентукского благочиния Пятигорской и Черкесской епархии

100 лет вместе. Музей, события, люди

Как царь в Слободу переехал…

   Как могла удаленная Слобода-вотчина стать средоточием «селебрити» XVI века? Что заставило первого русского царя изменить столичное постоянное место жительства? И как отреагировали московиты – элита и «черные» жители? Вопросов по «грозненской» эпохе больше, чем ответов. И всё-таки попробуем!..
    В конце 1564 г. Москва была встревожена небывалыми событиями. Царь объявил о своем решении отречься от престола, сложив с себя венец и царское одеяние. 3 декабря в Кремле начались сборы в дорогу. По величине санного поезда – около 4000 повозок – явно было видно, что это не обычная богомольная поездка. После литургии государь сел в сани с царицей и двумя сыновьями. Поезд тронулся. С собой царь увозил свою казну и московскую «святость». Его сопровождали любимцы – Алексей и Федор Басмановы, князь Афанасий Вяземский. Помимо того, царскую свиту составили отобранные поименно дворяне и дети боярские с семьями и в полном вооружении – «с людьми и с конями, со всем служебным нарядом». Конечная цель этого выезда хранилась в строжайшей тайне.
    Пробыв из-за «беспуты» две недели в Коломенском, Иван IV направился в Троицкий монастырь, после чего остановился в Александровской слободе. Отстроенная Василием III сравнительно недавно (1513 г.), при Иване Грозном она стала надежной царской резиденцией. Прибыв сюда, государь «оцепил эту слободу воинской силой и приказал привести к себе из Москвы и других городов тех бояр, кого он потребует».
    Тем временем в Москве приказные люди и высшие церковные чины пребывали «в недоумении и во унынии», ибо не ведали ни цели царского «подъема», ни его причин. И только 3 января 1565 г. царь прислал митрополиту Афанасию «список» с разъяснениями. Свой отъезд мотивировал он гневом на высшее сословие и вред, причиненный еще в малолетство Ивана «до его государьского возрасту». Бояре, приказные люди и воеводы принесли «многие убытки и казны его государьские тощили», «земли его государьские себе розоимали», не желая оборонять страну от крымского хана. Церковь же обвинялась в защите неугодных лиц, которых государь хотел «понаказати». Именно по этим причинам первый русский царь «не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государьство и поехал, где вселитися, идеже его, государя, бог наставит». Зато в грамоте, обращенной к «черным» жителям Москвы (торгово-ремесленный люд), Иван IV писал, «чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет».
     Уже 5 января государь принимал в Слободе депутацию жителей Москвы с челобитной, в которой смиренно просили его сменить гнев на милость и править страной, «как ему, государю, годно; и хто будет ему, государю, и его государьству изменники и лиходеи, и над теми в животе и в казни его государьская воля». Собравшимся было объявлено о согласии царя вернуться к управлению государством и о его решении «учинити на своем государьстве опришнину»…
«Царская» история возродилась и получила развитие в музейном формате «Александровской слободы». И сегодня, как пять веков назад, у стен кремля собираются иноземцы, чтобы своими глазами увидеть возвеличенную Иваном Грозным средневековую столицу – гордость Российской державы.

С.Вершинина,
сотрудник музея-заповедника.


Назад
scroll
Покупайте онлайн