купить билет
Пешеходная экскурсия по городу
Собери пазл
Выбор путешественников
Пушкинская карта
Объясняем.рф
Елка моей бабушки

Новости

  • 28.11.2022 – 28.12.2022
    «Князю Серебряному» – браво!
    князь_.jpg

      26 ноября специалисты музея-заповедника «Александровская слобода» побывали на премьере мюзикла «Князь Серебряный». Это произошло по приглашению генерального директора Московского театра оперетты. Напомним, что труппа, задействованная в спектакле, не так давно побывала в музее в поисках вдохновения (а помогли им в этом сотрудники музея, которые и стали гостями театра). Ведь по сюжету романа Алексея Толстого, который лег в основу музыкальной постановки, действие происходит именно в опричной столице – Александровской слободе! По словам режиссера-постановщика, заслуженного деятеля искусств России Валерия Архипова: «Актеры напитались, получили заряд духовный, эмоциональный, энергетический именно в этом месте».

    серебряный.jpg
        Результатом колоссальной работы театра стал потрясающий мюзикл – красочный, с яркими солистами, с богатыми костюмами и великолепными декорациями. Кстати, в качестве одной из них выступали врата, очень похожие на знаменитые Васильевские, что находятся в Троицком соборе Александровского кремля.

    врата.jpg

        Зал на премьере был полон, у входа в лучших традициях спрашивали «лишний билетик». На поклон под крики «браво!» вышли режиссер и авторы музыки и либретто – Аркадий Укупник и Карен Кавалерян.

    зал.jpg

        Впечатлений у музейщиков от мюзикла масса, планов тоже (например, есть идея пригласить актеров в год 510-летия города и Александровского кремля сыграть в Слободе).
    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 27.11.2022 – 27.12.2022
    27 ноября многодетные матери могут посетить музей-заповедник бесплатно
    IMG_0876_.jpg

      Воздавая должное роли матери в семье, обществе и государстве и «в целях повышения социальной значимости материнства» в 1998 г. вышел Указ Президента о праздновании Дня матери. Инициатива по его учреждению принадлежит Комитету Государственной Думы РФ по делам женщин, семьи и молодежи. С тех пор в последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечается замечательный праздник, когда мамы принимают самые добрые и нежные поздравления.
      В честь этого события музей-заповедник «Александровская слобода» приглашает многодетных мам бесплатно посетить все музейные экспозиции и выставки.
      Возможность бесплатного посещения в выходной день станет прекрасным бонусом к многолетней доброй традиции на получение многодетными семьями бесплатного входного билета в первую среду каждого месяца.

    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 26.11.2022 – 26.12.2022
    Атлас, банты, французский каблучок …
     Туфли_.jpg

      В нынешнюю субботу можно с пристрастием обратить внимание на быт, гардероб и неотложные дела. Например, посетить мастера-сапожника и продлить жизнь любимой обуви, тем более, что сегодня день, отдающий дань этой профессии – Международный день сапожника! И как раз накануне из реставрации в хранилище музея-заповедника «Александровская слобода» возвратились очаровательные туфли. Правда, вторую жизнь им дала штатный реставратор Инна Пахомова, но ее работа поистине мастерская, достойная похвалы сапожника-виртуоза!
       Фотография пары до восстановления не передает ее плачевное состояние. «Туфли были полностью загрязнены. Кроме того, атласная ткань на лицевой стороне очень потерта, шелковые нити разрушены и по большей части утрачены. На каблуке левой туфли многочисленные повреждения, вмятины. Атласные ленты сильно посечены, с разрывами в середине …и т.д.», - отмечает реставратор музея-заповедника И.В. Пахомова. Но туфельки имеют свою интересную историю, уходящую в далекую жизнь уездного Александрова.
       Они поступили в собрание «Александровской слободы» по акту от 24.08.1979 г. от Павловой С. Х., экспертиза подтвердила их подлинность, «возраст» и т.д. Серафима Христофоровна Павлова - дочь Христофора Алексеевича Павлова (1843-1916) – александровского купца, торговавшего железным, медным, скобяным и москательным товарами, изразцами, белым кирпичом, войлоком разных сортов, цементом, коврами, клеенкой, обоями, умывальниками, кроватями, матрацами и прочим. На улице Кокуиха (ныне это часть Первомайской, от Советского пер. до набережной реки Серой) имел деревянный дом с каменным нижним этажом, 3 лавки и кузницу. А его отец - Алексей Иванович – тоже местный купец, был женат на Аграфене Андреевне Первушиной (ее папенька - Андрей Андреевич Первушин, купец уже 1-й гильдии и Потомственный почетный гражданин).
       Можно с уверенностью говорить, что столь дорогие туфли радовали их обладательницу примерно в 1870-1880 гг., датировать обувь позволяет форма каблука. Он невысок, 4 см, деревянный, но изогнутый внутри и снаружи (так называемый французский), расширяется книзу. Лицевая сторона обтянута белым атласом; подкладочная ткань, стельки, высокие кожаные задники того же белого цвета. Атласная лента в «рубчик», которая завязывалась на щиколотке, украшения на мысках туфель в виде бантов, а также использованные материалы были характерны для дорогой вечерней и бальной обуви.
       Можно представить, как в столь красивой обуви блистала родственница Х.А.Павлова на приемах и балах. В канун новогодних праздников «новенькие» туфли украсят музейную экспозицию благодаря Инне Пахомовой – музейному реставратору и «обувных дел» мастеру.


    Пресс-служба
    музея-заповедника «Александровская слобода».

    На снимке: туфли до и после реставрации
  • 24.11.2022 – 24.12.2022
    Главный событийный праздник «Александровской слободы» занял 2 место в народном голосовании!
    IMG_3494.JPG

      Группа «История 33 региона в фотографиях» провела в ВКонтакте голосование по наиболее популярным мероприятиям Владимирской области. «Иванов день» музея-заповедника «Александровская слобода» занял 2 место народного рейтинга, пропустив вперед муромский «День любви, семьи и верности», но опередив суздальский «День огурца».
      Этим летом «Иванов день» проводился в 10 раз. В 2018 году он был отмечен III местом Всероссийской национальной премии «События России» в номинации «Культура, народные гуляния и праздники»!
      Напомним, что первый русский царь родился 25 августа 1530 г. Поэтому ежегодно в последнюю субботу августа единственный в мире «Музей Ивана Грозного» приглашает всех желающих отметить его День рождения.
      Традиционно праздник состоит из двух частей: исторической реконструкции на Потешном дворе и театрализованной экскурсии по музею. В первую часть входят зрелищные представления – постановка по сюжетам бурной жизни царя, конной джигитовки, выступлений фольклорных коллективов. Каждый год для праздника выбирается новая тема. В этом году было «Рукобитие царя Ивана Васильевича Грозного и дворянина Василия Собакина в Александровской слободе».
    Театрализованная экскурсия включает встречу с разудалыми опричниками, посещение с экскурсоводом экспозиции «Государев двор», интерактивную программу «Выбор царской невесты» и прием самим царем.
      В течение всего дня на Потешном дворе работают ярмарка ремесел и мастер-классы, торговый и обжорный ряды, территория развлечений для взрослых и детей с русской круговой качелью, полосой препятствий, упражнениями по ратному искусству на саблях, мечах и бердышах.
      По отзывам посетителей, «Иванов день», «сказочное и волшебное мероприятие погружает в атмосферу прошлого и дарит положительные эмоции».
    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 23.11.2022 – 23.12.2022
    Слобода в акварели
    01_.jpg
    Н.В. Иванов-Гусаров. Акварель. Зимний день. 2022 г.

     На днях коллекцию музея-заповедника «Александровская слобода» пополнили восемь творческих работ Н.В. Иванова-Гусарова, члена Союза художников России, участника более тридцати выставок. Шесть картин выполнены в одной из самых сложных техник рисования – акварели.
      На пяти пейзажах, переданных музею, изображена зимняя Александровская слобода. Николай Владимирович – местный житель с 1990 года, и не случайно манящая красота средневекового кремля является важной темой его творчества. Художник с помощью кисти передает свое настроение: все пейзажи в прозрачной туманной дымке, никакого намека на яркость, легкость силуэтов деревьев, разнообразие оттенков снега, даже каменные сооружения царского кремля кажутся парящими и невесомыми. Чувствуется, что у автора особенное отношение к этому историческому месту и времени года. Даже несохранившийся дом на полотне «Дом на берегу реки Серой» словно скрывается в пышном зимнем убранстве.
      Еще два рисунка акрилом, вошедшие в музейную коллекцию, посвящены актуальной теме войны и мира. Через призму событий Великой Отечественной художник передает ужас «Нашествия» и как альтернатива – символический рисунок «Непобедимость. Возрождение».
      Картины созданы Николаем Владимировичем в разное время – есть датируемая 1993 годом, и совсем недавняя - 2022 года. Работы представляют собой художественную и историко-культурную ценность, легкие для восприятия и доступные каждому. Скоро их можно будет увидеть на выставках нашего музея.

    02_.jpg
    Н.В. Иванов-Гусаров. Акварель. Снег выпал. 2007 г.

      Кстати картины пополнили коллекцию в канун Международного дня акварели, который отмечается сегодня. Название «Акварель» происходит от французского «Aquarelle» – водянистая. Это размытость мазка, тонкость цветовых переходов, придание изображению эффекта легкости и воздушности.
    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»


  • 22.11.2022 – 22.12.2022
    Тельник-реликт
    03_Крест.jpg
      В музей-заповедник «Александровская слобода» с реставрации вернулся редкий нательный крест сер. XVII в. (Россия).
      Нагрудные кресты того времени отличаются сложностью и декоративностью, меняясь от лаконичных к вычурному барокко. В наше время заполучить в коллекцию образец подобной формы – большая удача! У музейного экземпляра – шлемовидная форма, которая тогда только появляется. В центре – Голгофский крест с орудиями страстей и головой Адама, обрамленные в дуги-круг. Такое изображение символизирует евангельскую фразу о Христе: «Я свет всему миру...», а выпуклые шарики на дугах – четыре Евангелия. На обороте – молитва. Обычно там размещались тексты просительных молитв. В квадратных медальонах до сих пор видны остатки зеленой эмали («растительный» цвет – символ победы над смертью и Вечной Жизни, дарованной Спасителем). Сам крест – медный, литой.
      В начале года семейную реликвию, которая является по сути раритетом, подарил(!) музею наш земляк Андрей Сергеевич Процик. За три столетия крест почти утратил эмалевое покрытие, одна лопасть была отломана (хорошо, что не потерялась!). Кроме того, он подвергся сильнейшей коррозии, приобрел потертости и царапины.

    после реставрации_.jpg

      Возрождая предмет к жизни, художнику-реставратору высшей категории Виктору Юрьевичу Астафьеву пришлось изрядно потрудиться. На лицевой стороне еще оставались фрагменты эмали, очень важно было сохранить ее и защитную патину («налет» под коррозией), иначе в процессе реставрации были бы утрачены надписи и орнамент. Поэтому сначала В.Астафьев укрепил эмаль, а потом аккуратно расчистил крест от загрязнений и ржавчины. Работа тонкая, почти ювелирная, и велась она довольно долго под микроскопом с помощью медных стеков-иголочек. Напоследок вернулась на место лопасть.
      Теперь раритет займет достойное место в экспозиционном пространстве «Марфиных палат», рассказывающих об истории дворцовой вотчины в правление Романовых и пребывании в Слободе сестры Петра I царевны Марфы.

    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода».


  • 21.11.2022 – 21.12.2022
    Всемирный день ТВ: рекорды от «Рекорда»
      21 ноября – Всемирный день телевидения. К столь интересному празднику самое непосредственное отношение имеют и город Александров, и музей-заповедник «Александровская слобода».
       «Царский град» внес огромный вклад в развитие этой отрасли. В советское время Александровский радиозавод «Рекорд», без преувеличения, можно было назвать гигантом индустрии. В те годы на нем производили каждый седьмой из выпускавшихся в стране телевизоров и почти все видеоконтрольные устройства для телецентров страны.
     
    АРЗ 14_.jpg

      Невероятно, но все марки радио- и телевизионных приемников, изготовленные в разное время на этом предприятии и ставшие гордостью советской радиоэлектронной промышленности, сохранились в коллекции музея-заповедника «Александровская слобода».
      Например, один из отечественных «пионеров» – чёрно-белый телеприемник «АТП-1» 1938 года (Абонентский Телевизионный Приёмник № 1). На передней панели шесть металлических ручек управления, ниже – динамик. В верхней части, под откидной крышкой – маленький экран изображения.

    k-8863_1_.jpg
      Это был телевизор упрощённой конструкции для приёма Московского опытного телецентра. В нем вертикально располагался кинескоп длиной в метр, а зеленоватое изображение проецировалось с помощью зеркала, вмонтированного в верхнюю крышку приёмника, которая открывалась на 45 градусов. Всего выпустили 25, а в июне 1941 года проект проводного телевидения свернули.
      Одним из первых массовых серийных чёрно-белых телевизоров стал «КВН-49» (от первых букв фамилий разработчиков: В.К.Кенигсона, Н.М.Варшавского и И.А.Николаевского, а число 49 – год начала массового производства). В те годы телевизионные приёмники были большой редкостью. У владельцев-счастливчиков перед голубыми экранами КВН-49 собирались все соседи, чтобы увидеть новое чудо техники. Телевизор был довольно крупным и весил 29 кг. Наш радиозавод перешел к выпуску этой новинки в 1952 году.

    846_.jpg

      Впоследствии новые разработки завода стали известны во всём мире под маркой «Рекорд». В коллекции музея есть настоящие раритеты – телевизоры-миллионники (т.е. миллионные, «юбилейные» экземпляры). Например, черно-белый «Рекорд» 1960 г. Он изготовлен на металлическом каркасе и закрыт ящиком, отделанным под ценные породы дерева, а весит 24,5 кг. Ножки были под напряжением, поэтому нельзя было его заземлять, а также касаться металлических частей или снимать ручки при включенном телевизоре.

    АРЗ 15_.jpg

    8900_.jpg

      Еще один миллионник – уже цветной «Рекорд-726» 1983 г. Он тоже в деревянном корпусе. Справа от экрана находились основные ручки управления, громкоговоритель за решеткой, отсек с откидной крышкой с гнездами. Этот «тв» солидных габаритов и весом 60 кг!

    8926_.jpg

      Конечно, это далеко не все тв-экспонаты. Но музей-заповедник «Александровская слобода» регулярно делает выставки, посвященные советскому периоду родного города и непосредственно радиозаводу. На них история знаменитого промышленного колосса подкрепляется множеством интересных и редких экспонатов.
    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода».
  • 20.11.2022 – 20.12.2022
    Его «жизнь переросла в одну судьбу - Педиатрия!»
    korolev.jpg

      20 ноября в России празднуется День педиатра. Заслуги этой благородной профессии перед страной выделены в отдельный праздник. Оно и понятно – без педиатров о здоровой нации можно было бы забыть.
        В 1979 на здании новой детской больницы появилась мемориальная доска с надписью: «Христофор Александрович Королев (1879 – 1945), выдающийся специалист-педиатр, организатор первой детской больницы в Александрове. Установлена в год 100-летия со дня рождения Х.А. Королева».

    fonendoskop.jpg

      Личные вещи и предметы врачебного обихода выдающегося доктора, полностью посвятившего себя развитию педиатрии на Александровской земле, хранятся в музее-заповеднике «Александровская слобода». По ним можно проследить жизнь – служение врача с открытым сердцем и доброй душой, преданного малой родине.

    kursi-medsester-1928.jpg

      Родившись в Струнино, закончив гимназию и медицинский факультет Московского университета со специализацией врача-педиатра, пройдя интернатуру у профессора, впоследствии академика, Г.Н. Сперанского, Х.А. Королев был обречен на успешную карьеру в столице. Но вместо этого он выбирает местом службы свою малую родину – Александров. После Первой мировой войны, на которой он был военврачом, он с головой уходит в лечение детей. В 1918 г. в городе по его инициативе открываются первая детская амбулатория и первый детский сад. Через два года начинают работу школа-интернат в Крутце, детская консультация с молочной кухней, детские ясли, Дом матери и ребенка. А в 1926 году Христофор Александрович создает в Александрове первую детскую больницу. Послереволюционные годы были особенно тяжелыми для страны: холод, голод, отсутствие элементарных медикаментозных препаратов, инфекционные заболевания, уносившие жизни тысяч людей. И на этом фоне создаются лечебно-профилактические учреждения, призванные спасти детей.

    det-bol-1926.jpg

      Недобро памятный 1937 год не прошел мимо семьи Королевых. Сначала арестовали его жену, Альму Оттовну, немку по национальности. А затем и самого Христофора Александровича. Через год выпустили, и доктор вернулся к своей практике – лечил детские болезни, даже те, что считались неизлечимыми – плеврит, туберкулез, менингит.
      До Победы он не дожил несколько месяцев, скончался 6 января 1945 года. Академик Г.Н. Сперанский в некрологе написал: «Тысячи матерей, детей, отцов на протяжении четырех дней приходили проститься с любимым дедушкой Христофором. Тысячи людей проводили его в последний путь».
    pism0pribor.jpg
    Письменный прибор Х.А. Королева

      Музей не забывает доктора: при формировании выставок, рассказывающих о советском времени, в них включаются вещи и документы, принадлежавшие Х.А. Королеву.
    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода» 
  • 19.11.2022 – 19.12.2022
    Мульти-пробы в музее-заповеднике «Александровская слобода»
    sloboda-animation.jpg
      «Александровская слобода» уже более 10 лет принимает детей в творческом центре «Царская мастерская». Мастер-классы превращают юных посетителей в гончаров, кукольников, печатников, стольников, стрельцов… А теперь они смогут быть еще и аниматорами! Музей начинает реализовывать новый проект для детей 7-14 лет. Его инициировала зам директора Л.А.Зарайская: «У нас начинает работать Детская студия исторической анимации «Sloboda animation». В музейной школе дети сами будут придумывать, рисовать, озвучивать и снимать (!) свой мультфильм, а в основу сценария возьмут знания об Ивана Грозном, полученные в музее». 
      Занятия будут проводиться по авторской программе, направлений много, все творческие: история, изо (графика, живопись, цветоведение) актерское мастерство, музыка, киноведение, основы режиссуры, основы звукорежиссуры, анимация. Занятия ведет известный профессионал, педагог с 32-летним стажем работы в анимации Е.В. Глущенко. За это время Екатерина Владимировна сделала вместе с детьми около 300 мультфильмов, она же является автором учебной программы «Дом мультфильмов», инициатором и автором программы раннего приобщения детей к экранному творчеству через создание собственного мультфильма и сотворчество с родителями. Ее методика позволила не просто увлечь детей, многие избрали анимацию своей профессией. Надеемся, что первые мульт-пробы пройдут все юные киношники, дерзайте, ребята!

     Пресс-служба музея-заповедника 
    «Александровская слобода».
  • 18.11.2022 – 18.12.2022
    У Деда Мороза – праздник!
    6_k-4161-9_1.jpg

    У Деда Мороза – праздник!

    В тёплой шубе вечерком
    Он приходит в каждый дом.
    У него мешок игрушек:
    Кукол, мячиков, хлопушек.
    Всем подарки нам принёс…
    Это…? Дедушка Мороз!

      Сегодня единственный день в году, когда всеми любимый зимний волшебник сам принимает поздравления – у него День рождения! Не забудьте поздравить! Считается, что в это время приходят холода. Не случайно накануне выпал снег. А когда зима вступает в свои права – тут и начинаются настоящие чудеса с предновогодней суетой! Земля, мосты, реки станут белыми, уже скоро зажгутся яркие огни на елках. Дед Мороз начнет свое путешествие по стране и побывает в каждом доме. В том числе и в музее-заповеднике «Александровская слобода»!

    afisha-new-year.jpg

      Здесь с 15 декабря для ребят будет проходить праздничная программа «Новогодние чудеса в Слободе». Волшебное путешествие начнется с выставки «Елка моей бабушки», где всех ждет мир новогодних ретро-игрушек с доброй и уютной атмосферой праздника прошлого века. Тут же - сказочная встреча со Снегурочкой, возможность помочь ей спасти Новый год! А для этого нужно преодолеть все препятствия и разгадать мудреные загадки. Еще вместе с Дедом Морозом споют новогодние песни, поводят хороводы и получат подарок из его щедрого мешка! После веселых приключений - сладкое чаепитие за большим столом.
    Ждем и готовимся к любимому празднику!
    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 17.11.2022 – 18.12.2022
    «VIII Епархиальные чтения»: синтез православия и музейной работы.
    01_.jpg

      16 ноября музейщики «Александровской слободы» приняли участие в работе научно-практической конференции «VIII Епархиальные рождественские чтения» по теме «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Докладчиками стали духовные деятели, работники культуры, педагоги, специалисты по молодежной политике и т.д. В ноябрьском календаре Чтений слушания этого дня обозначены как «Церковь и культура».

    02_.jpg

      Выступление Л. Зарайской «Православная музыкальная культура как эффективный способ трансляции средневековой истории» полностью соответствовало этой проблеме. «Уже 30 лет в музее проходит ежегодный историко-культурный фестиваль «Александровская слобода». Одной из важных его страниц стало певческое искусство, ведь по велению Ивана Грозного здесь была открыта школа хорового пения, где учительствовали известные новгородские распевщики Иван Нос и Федор Христианин. А кроме того, первый русский царь был реформатором в музыкальном искусстве, введя в певческую духовную практику многоголосие», – отметила Лариса Алексеевна Зарайская, зам.директора музея-заповедника «Александровская слобода».
      Сегодня духовные песнопения все также величественно звучат в Слободе, благодаря сотрудничеству с лучшими хоровыми коллективами. Это и «Светолитие», и Мужской хор Свято-Данилова монастыря, и хор Сретенского монастыря, и ежегодное участие музея в качестве площадки Пасхального фестиваля. С помощью этого благотворительного проекта наши земляки смогли познакомиться с лучшими хоровыми коллективами мира.
      Кстати, с недавних пор в духовный репертуар исполнители включают народные, казачьи, военные песни. Этот синтез светского и духовного начал имеет особое воздействие на слушателей, помогая лучше воспринимать православную культуру. Об этом и многом другом рассказала сотрудник музея участникам конференции, на которой обсуждались проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. На взгляд музейщиков, синтез православия и музейной работы не только состоялся, но вполне устойчив и востребован!
    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода».
  • 16.11.2022 – 18.12.2022
    Самбо –это труд, борьба и даже вдохновенье…
    01.jpg

      Предвоенные годы прошлого века были отмечены в Стране Советов небывалым подъемом физкультурно-массового движения, достаточно вспомнить популярные кадры кинохроники с крепкими спортсменами и акробатами – непременными участниками всяческих парадов и демонстраций. Примерно тогда и появился вид спорта, который стал знаковым для Александрова. Сегодня - Всероссийский день самбо. И сотрудники музея-заповедника «Александровская слобода» искренне поздравляют коллектив нашей знаменитой школы, воспитанников и всех причастных к истинно российскому виду борьбы.

    04.jpg

      Фотографии из музейной коллекции возвращают почти на шесть десятилетий назад, когда в городе была организована первая секция для детей. Алексей Тихонович Куприков, работая начальником конструкторского отдела Александровского радиозавода, вечерами вел занятия в секции, первой в нашей области. Было это в 1963 году. Под его руководством силами тренеров-подвижников и юных спортсменов бывшую котельную радиозавода перестроили в Детско-юношескую спортивную школу по борьбе самбо. А дальше – тысячи мальчишек и девчонок, укрепляющих здесь здоровье, силу духа и прославляющих Александров и Россию на соревнованиях разного уровня. За это время школа «Самбо», вырастила более 70 мастеров спорта и мастеров спорта международного класса, среди которых - победители и призёры первенств СССР, России, Европы и мира. А основателю школы – Алексею Тихоновичу Куприкову, отмеченному высокими спортивными званиями и государственными наградами, присвоено звание «Почетный гражданин г.Александрова».

    02.jpg

      Надо сказать, что все выставочные проекты «Александровской слободы», посвященные советскому периоду города и района, не обходятся без тематического комплекса, рассказывающего о знаменитой школе, ее воспитанниках и основателе-энтузиасте. Отрадно отметить, что родившаяся более полувека назад «самбисткая» коллекция музея-заповедника постоянно пополняется.
      Интересно: официальный документ о признании самбо новым видом спорта вышел 16 ноября 1938 года, спустя 28 лет эта борьба получила статус международного вида спорта. Олимпийская «карьера» самбо пока не состоялась по причине явного доминирования российских мастеров. Кстати, наиболее известные самбисты — очень известные личности - Федор Емельяненко, Олег Тактаров, Владимир Путин, Хабиб Нурмагомедов.
    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 15.11.2022 – 18.12.2022
    Слобода как «эпическая фреска»
    IMG_6998_.jpg

      14 ноября в музей-заповедник «Александровская слобода» прибыли Иван Грозный, Елена Глинская, князь Серебряный …и еще более 40 артистов Московского театра оперетты. А все потому, что театр в преддверии 95-летия готовит исторический мюзикл «Князь Серебряный», действие которого происходит именно в Слободе.

    03_.jpg

      Режиссер-постановщик мюзикла, заслуженный деятель искусств России Валерий Архипов, побывал в музее еще летом, проникся духом эпохи, и с тех пор его не покидала идея погрузить артистов в обстоятельства «места», связанного с российской историей. «Александровская слобода» - это эпическая фреска, живописующая огромный пласт российской истории, российской жизни, русского менталитета, выходящий далеко за рамки временных границ, очерченных местом и временем действия. Соприкосновение с этой уникальной точкой на географической карте России поможет артистам в создании образов героев спектакля», - считает Валерий Архипов.

    IMG_6813_.jpg

    01_.jpg

      Для участников мюзикла и команды журналистов и блогеров музейщики провели экскурсию «Александровская слобода - забытая столица» с посещением Государева двора, царской трапезной и средневековых погребов. А еще творческие экскурсанты с удовольствием «разыграли» интерактивную музейную программу «Выбор царской невесты», после чего в музейном антураже Валерий Архипов вместе с артистами, облаченными в костюмы своих исторических персонажей, показали небольшой фрагмент репетиции и устроили потрясающе эффектную фотосессию.

    04_.jpg

      Своими эмоциями и впечатлениями о музее поделился «князь Серебряный» - Павел Иванов, ведущий солист театра оперетты: «В Александровскую слободу мы приехали, чтобы проникнуться духом той эпохи, ощутить величие личности Ивана Грозного, почувствовать мощь России, которая в то время набирала и набирала силы. У вас великолепный музей и я советую всем, кто еще не был здесь, приехать обязательно! ».

    IMG_6963_.jpg

      Авторы мюзикла – композитор Аркадий Укупник и драматург Карен Кавалерян создали его по мотивам одноименного исторического романа Алексея Толстого. Они придумали прекрасную историю любви на фоне тревожных времен опричнины, подробно воссоздав один из сложных периодов эпохи правления Иоанна Грозного, добавив в произведение мистические ноты и сохранив русские национальные мотивы. Основной темой спектакля стало соперничество в любви к прекрасной боярыне Елене храброго воина - князя Серебряного и жестокого опричника Вяземского, готового на все ради достижения своей цели.
      Премьерные показы состоятся в Московском театре оперетты уже 26 и 27 ноября. Кстати, музейщики «Александровской слободы» в числе приглашенных.

    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода».
  • 14.11.2022 – 30.12.2022
    Икона «Стефан Махрищский» из «Александровской слободы» вошла в «Православную энциклопедию»
    В недавно вышедшем из печати 66 томе «Православной энциклопедии» опубликовано изображение хранящейся в фондах музея-заповедника «Александровская слобода» иконы «Стефан Махрищский с житием». Издание полностью посвящено букве «С», и редакция не могла не упомянуть о личности местночтимого святого и современника Сергия Радонежского, Стефана Махрищского. Его канонизация свершилась в правление Ивана Грозного. Царь и царица Анастасия Романовна почитали святого и делали в Махрищский монастырь богатые подношения.
    По всей видимости, сама икона «Стефан Махрищский с житием» была частью вклада 1670 г. царя Алексея Михайловича. Атрибутируя икону, В.М. Сорокатый, один из наиболее известных ученых в области средневекового искусства, осторожно написал: «икона «Стефан Махрищский» принадлежит к направлению, развивавшемуся в третьей четверти XVII в. параллельно с живописью Симона Ушакова и его ближайшего окружения». Но точный автор пока неизвестен.
    После закрытия в 1923 г. Стефано-Махрищского монастыря икона поступила в музей-заповедник «Александровская слобода». Сохранность особо ценного предмета осуществляется в том числе благодаря регулярным поновляемым работам, проводимым в лучших реставрационных центрах страны.
    Специалисты-эксперты однозначно говорят о ценности иконы «Стефан Махрищский с житием». Ее уникальность заключается в том, что это единственная дошедшая до нашего времени житийная икона святого. В ее 26 клеймах повествуется о различных эпизодах жизни святого, начиная от рождения и крещения, подвигов веры, встречи с прп. Сергием Радонежским до упокоения и свидетельств чудесных исцелений у гроба святого.  

    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 13.11.2022 – 31.12.2022
    Добро всегда доступно
    Музей-заповедник «Александровская слобода» всегда готов социально поддержать тех, кому это нужно и важно. В связи с последними серьезными политическими событиями введена новая льготная категория посетителей - мобилизованные военнослужащие, их дети до 18 лет и члены их семей (жены, мужья, матери, отцы). Все, кто защищает нашу мирную жизнь и те, кто мужественно их ждет, теперь смогут воспользоваться бесплатными билетами на посещение всех экспозиций нашего музея. Для этого в кассу нужно только предоставить подтверждающие документы.
    Гостям предлагается культурное путешествие в прошлое государевой вотчины Ивана Грозного, знакомство с ролью Слободы в политических процессах. В средневековом кремле их ждут: белокаменные палаты и погреба, старинные книги, доспехи и посуда, а еще панорама кремля и города с древней колокольни в теплый период.
    Подобные акции необходимы и соответствуют реалиям времени. Добро делать просто – это доступно каждому, тем более сегодня, когда отмечается Всемирный день доброты – очень значимого и объединяющего человечество качества.
    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 11.11.2022 – 31.12.2022
    «Призвание сохранять искусство»
    С 11 ноября музей-заповедник «Александровская слобода» участвует в новом проекте Центра пропаганды изобразительного искусства (г. Владимир) «Призвание сохранять искусство». Это персональная выставка художника-реставратора Светланы Красулиной, приуроченная к юбилею мастера. Статусные экспонаты «собрались» из музеев Владимира, Александрова, Мурома, Коврова и частных коллекций. Выставка изобилует раритетами, «возрожденными» Светланой Вячеславовной и ее учениками. Посетители увидят иконы и живописные полотна после реставрации, а также сравнительную фотофиксацию того, как предметы выглядели до и во время проведения работ.
    На выставку в Центр ИЗО из «Слободы» отправились восстановленные С. Красулиной изобразительные работы XVIII-XIX вв. – две иконы и две картины, одна из которых «Портрет неизвестного», написанная в Российской империи в кон. XVIII века неизвестным художником. Изображен на ней, судя по костюму и прическе, знатный поляк.
    В презентации, которая пройдет сегодня, примет участие директор музея-заповедника «Александровская слобода» А.С. Петрухно: «Светлана Красулина сотрудничает с нашим музеем уже больше двадцати лет. За это время ею отреставрировано более 30 полотен. Самые значимые – парсуна «Иван IV» (XVII в.), картина «Галантная сцена» (XVII в.) художника из Фландрии Кристофа ван дер Ламена и того же времени житийные иконы Стефана Махрищского и Сергия Радонежского. За годы сотрудничества мы стали не просто партнерами, а настоящими коллегами в полном смысле – мы все считаем ее «нашей», слободской!».
    На выставке, которая будет работать до 11 декабря, сделан акцент на преемственность и связь поколений. Первый комплекс посвящен учителям Светланы Вячеславовны – известным художникам-реставраторам О.М. Ревину и А.П. Некрасову, есть и работы ее студентов.
    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 10.11.2022 – 31.12.2022
    Черно-белое кино! Я люблю твой свет и сумрак…
    «Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино! Я люблю твой свет и сумрак…» - сегодня как раз тот день, когда невольно вспоминается именно эта песня, особенно тепло исполнявшаяся Андреем Мироновым. Потому что 10 ноября отмечается День просмотра черно-белого кино. Хотя история необычного праздника неточна, в музее-заповеднике «Александровская слобода» его поддерживают. И не без основания.
    Кинематограф появился в России в 1908 году. И личностью, привлекшей первых режиссеров и актеров, был Иван Грозный, с самого дебюта ставший востребованным киногероем. Уже в 1911 году царь впервые появился в экранизации романа А.К.Толстого «Князь Серебряный», где роль самодержца исполнил актер Георгиевский. А в следующем, 1912 году француз Кай Ганзен экранизировал повесть Л.Чарской «Царский гнев», Иоанна сыграл Николай Васильев.
    Три года спустя мастера русского немого кино (режиссер – А.Иванов-Гай, художник – В.Егоров, оператор А.Винклер) замыслили проект исключительно под царя. В окрестностях Москвы в конце августа 1915 года начались съемки фильма «Царь Иван Васильевич Грозный» с гениальным певцом Ф. Шаляпиным в главной роли. В основу фильма легла опера Н. Римского-Корсакова «Псковитянка», а накопленный сценический «багаж» Шаляпин использовал при постановке фильма. Премьера состоялась в октябре 1915 года. По окончании работы Шаляпин отмечал, что: «… инсценировку «Псковитянки» я считаю добрым началом нового расцвета в кинематографии».
    Прошло всего 11 лет, и на экраны вышла «слободская история»! Режиссер Ю. Тарич о подготовке к съемкам писал: «Крылья холопа» – эта первая по времени грандиозная фильма из быта 2-ой половины XVI века. Пришлось собрать и изучать вещественные памятники эпохи Грозного, какие еще сохранились… Подлинную архитектуру нашли в Александровской слободе (ныне Александровский музей) – архитектурные линии трапезной, где пировал Грозный с опричниками, звонницу XVI века, в которую он звонил, и др. … Для фильмы мы будем вводить большого масштаба макет Александровской слободы». Фильм Тарича по сценарию Т.Шильдкрета и В.Шкловского вышел в конце 1926 года. По мнению критиков, это был один из лучших советских исторических фильмов. Роль царя сыграл талантливый драматический актер Л.Леонидов. В его исполнении Иван Грозный предстал натурой яркой и неоднозначной. Это была история и о судьбе талантливого самородка Никитки холопа, легендарном выдумщике, ставшем жертвой грозного царя.
    А дальше состоялся знаменитый черно-белый киношедевр С. Эйзенштейна «Иван Грозный», снятый в годы Великой Отечественной войны, ставший мировой классикой. И еще много лент в двух тонах… (фильмография «Грозный в кинематографе» представлена в отдельном проекте на сайте музея).
    Поэтому сегодняшний ностальгический праздник рекомендуем отметить просмотром чёрно-белого фильма, чтобы насладиться пленочным изображением сюжетов без отвлечения на буйство красок и спецэффекты цветного кинематографа.
    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 09.11.2022 – 30.12.2022
    «Сходите в художественный музей»
    Сегодня самое время, потому что 9 ноября - День посещения художественных музеев. Хотя праздник придуман не в России, но это прекрасный повод для визита в музей. Наше полное название звучит так: «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода». Определение «художественный» - это не дань моде, это плод многолетней работы по собиранию, сохранению и изучению художественного наследия. В музейных фондах сосредоточено около 3 тысяч графических и живописных работ.
    Полотна художников активно используются в качестве иллюстративного материала на постоянных экспозициях, а раз в год музей-заповедник организует знаковую выставку. В этом году она называется «Открывая имена» и посвящена четырем молодым художницам, сверстницам, получившим образование в Александровской районной детской школе искусств им. В.В. Зубова и Академии акварели и изящных искусств С. Андрияки.
    Реалистичная графика Дарьи Смирновой очень пластична. Она создает достоверную иллюзию объема и глубины. В качестве красок для своих мифологических работ Елизавета Надеждина использует не только акварель, темперу и масло, но и соус. Дарья Кромаренко отдаёт предпочтение смешанным техникам и акварели, а Елизавета Островская выражает свои чувства через акварель.
    Лучше всего смысловые особенности выставки отражает отзыв ее посетительницы: «Нас привлекла метафоричность и глубина образов, оригинальное видение современных проблем и переплетение их с современной историей…».
    Выставка «Открывая имена» работает до 20 ноября. Не пропустите! (Кстати, больше пятисот ценителей прекрасного ее уже посетили – виртуально во время «Ночи искусств». Но с «живым» просмотром это, разумеется, не сравнится).
    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»


  • 08.11.2022 – 30.12.2022
    И Сибирь брал… ненасильственно
    8 ноября отмечается День Сибири. Своими корнями он уходит в 1581 год, когда дружина казаков под предводительством ее атамана Ермака Тимофеевича вступила в столицу Сибирского ханства — Искер.
    Присоединение Сибири началось еще в 1555 году, причем ненасильственно. За 26 лет до начала экспедиции Ермака хан Едигер решил заручиться поддержкой Ивана Грозного против своего конкурента Кучума. Как написано в Никоновской летописи: «И государь их пожаловал, взял их князя и всю землю во свою волю и под свою руку и дань на них наложити велел».
    В 1569 году, когда царь находился в Александровской слободе, была получена грамота о поддержании мира уже от хана Кучума. А через год от него сюда, в опричную столицу, прибывает посольство и привозит установленную дань.
    Поход Ермака дал новый импульс начавшемуся при Иване Грозном процессу расширения территории Русского государства на восток. О том, какими землями прирастала в правление первого русского царя будущая империя, рассказывает интерактивная панель. Она установлена на экспозиции «Государев двор» музея-заповедника «Александровская слобода» - «музея Ивана Грозного».

    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»


  • 08.11.2022 – 31.12.2022
    Поздравление М. Мишустина

     

    Пресс-служба музея-заповедника 
     «Александровская слобода»
  • 07.11.2022 – 07.12.2022
    День в цвете кумача
    Памятник В.И.jpg

     Сегодня, 7 ноября, проезжая Советскую площадь Александрова, многие горожане наверняка задержали взгляд на памятнике В.И.Ленину - «вождю мирового пролетариата», возведенному идеологией советского времени по сути в образ небожителя. Не вдаваясь в оценку его личности, бесспорно одно: Владимир Ильич кардинально повлиял на ход мировой истории. Во многом благодаря ему, с 1918 и по 1991 год 7 ноября был главным советским праздником, именованным Днем Великой Октябрьской социалистической революции. В течение этого периода хмурый ноябрьский день ежегодно «вспыхивал» кумачовым окрасом по всей огромной территории СССР. И везде - непременные демонстрации трудящихся со знаменами, трибуны с лидерами партии и передовиками, громкие речевки под патриотические марши... 

    Худ_1.jpg

       Эта ушедшая реальность оживает такими же яркими красками в памяти, когда рассматриваешь черно-белые фотографии или кинохронику из фондовых коллекций музея-заповедника «Александровская слобода». Но сегодня хочется вспомнить преддверие событий 1917 года, когда Россия узнала о мятежной «Александровской республике». ХХ век начался с волны митингов, погромов и забастовок, которые в 1905 году переросли во Всероссийскую стачку, а потом во всеобщее вооруженное восстание. Рабочие александровских текстильных фабрик активно его поддержали. Забастовку в городе возглавили сам фабрикант С.Н.Баранов и председатель Совета рабочих депутатов Ф.И. Калинин. На Сенной площади собралось более 3000 человек, они захватили городское казначейство (ныне ул. Советская, 2), разоружили и арестовали находившуюся там полицию. Деятельность городской думы, суда, земской и полицейской управы была парализована. 

    Револьвер_1.jpg

      Верность законному правительству сохраняли лишь «белые казармы» (сейчас это улица Революции, 45), где стоял саперный батальон во главе с полковником Шадриным. Офицер принял на себя «начальство над городом и уездом». Начались переговоры, в результате которых «парламентарий» от восставших Баранов был заключен под стражу. А спустя пять суток взвод казаков, прибывший из Иваново-Вознесенска, подавил восстание. «Александровская республика» просуществовавшая всего несколько дней, вошла в историю как беспрецедентное революционное событие! В память о них в 1987 году в Советском переулке города установлен монумент. Находится он в 100 метрах от памятника В.И.Ленину. Что весьма символично… 

    Памятник_1.jpg

    Пресс-служба музея-заповедника 
     «Александровская слобода»
  • 04.11.2022 – 04.12.2022
    4 ноября. Предыстория праздника.
     М.В. Скопин-Шуйский. Копия с парсуны..jpg

      Музей-заповедник «Александровская слобода» поздравляет всех граждан России с Днем народного единства! «Праздник установлен в честь освобождения Москвы от польских интервентов 4 ноября 1612 г.).
      Александровская слобода, царская загородная резиденция, была непосредственно вовлечена в события смутного времени и сыграла ключевую роль в снятии блокады Москвы в 1610 г.
      Вплоть до осени 1609 г. польско-литовские отряды, получившие по имени их командира прозвище «сапеженцев», чувствовали себя полными хозяевами территории, пока не подошел русский арьергард, усиленный наемниками. Следом за полками М.В. Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди в Александровскую слободу пришли ополченцы из Москвы, Владимира, Ярославля, Тутаева (Романова), Ростова Великого, Костромы, Нижнего Новгорода. Как написал Н.М. Карамзин: «… уже Слобода Александровская как бы представляла Россию и затмевала Москву своей важностью. Туда стремились взоры и сердца сынов отечества: туда и воины, толпами и порознь, конные и пешие, немногие в доспехах, все с мечем или копием и с ревностью».
      Решающие сражения происходили с 28 ноября по 6 января. Сапега, получив известие о выступлении армии Скопина-Шуйского из Александровской слободы, снял осаду с Троице-Сергиева монастыря и без боя отступил к Дмитрову. А 12 марта 1610 года полки Скопина-Шуйского торжественно вошли в Москву.
      «И была в Москве радость великая, и начали во всех церквах в колокола звонить и молитвы Богу воссылать, и все радости великой преисполнились. Люди же города Москвы все хвалили мудрый добрый разум, и благодеяния, и храбрость Михайла Васильевича Скопина-Шуйского».
      Трагическая кончина талантливейшего полководца не позволила закрепить успех и окончательно избавиться от польско-литовских войск на территории России. И окончательное избавление Москвы от вражеского засилья осуществило ополчение К.М. Минина и Д.М. Пожарского 4 ноября 1612 г.

    Музейная витрина_Слобода в Смутное время.jpg

      И Александровская слобода вошла в учебники истории уже не только как опричная столица Ивана Грозного, а как место решающий битвы Смутного времени, где впервые был нанесен значительный урон войску оккупантов. И это дополнительный повод для гордости нашей малой родиной.

    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 03.11.2022 – 03.12.2022
    Доброе дело
    IMG_6422_.jpg
    Сегодня музей-заповедник «Александровская слобода» совместно с Управлением образования участвовал в социальной акции поддержки подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для них была проведена познавательная экскурсия. О средневековой истории царского кремля школьники узнали прямо в его старинных стенах. А дальше они отправились на пешеходную экскурсию по старинным улицам Александрова, чтобы лучше узнать свой родной город. За пределами Слободы ребята с интересом открыли для себя разные любопытные факты о превращении царской резиденции в уездный город ремесленников, купцов и далее - Александров советский. Они получили ответы на многие вопросы: почему гора называется «Царева», какая улица была главной, а какая самой длинной, почему железная дорога Москва-Ярославль внезапно удлинилась на 8 верст. С любопытством рассмотрели купеческие дома, городские памятники, активно спрашивали и отвечали. Ноябрьская холодная погода не испортила впечатление от экскурсии-прогулки.
    Такие нужные акции будут проводиться и впредь.

    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»


  • 03.11.2022 – 03.12.2022
    Медиа рекомендуют «Слободу»!
      Музей-заповедник «Александровская слобода» стал главным героем сразу двух медиа-событий. Он в очередной раз «засветился» на ТВ и в журнальном формате.

    IMG_2655_.jpg

       В октябре на телеканале «Спас» вышел сюжет об опричной столице Слободе. Серия с «музеем Ивана Грозного» была отснята для нового сезона тревел-проекта «Пилигрим», который получил название «Великий северный путь». Это дорога от Москвы до Соловков длиной почти в 1800 км. Съемочная группа канала вместе с ведущей Олесей Ермаковой отправилась в пеший путь от московского Новодевичьего монастыря до соловецкого Спасо-Преображенского. Программа рассказывает зрителю о знаковых городах этого направления – об истории, православных святынях, культуре и традициях, о том, чем город живет сейчас.
       Журналисты в сопровождении специалиста музея Светланы Вершининой прогулялись по царскому кремлю, обсуждая события, связанные с пребыванием здесь Ивана Грозного. Интересными локациями стали самая низкая и самая высокая точки музея – средневековые погреба и смотровая площадка Распятской церкви-колокольни. Что получилось в итоге, вы можете увидеть во второй серии сезона.


    Полную версию вы можете посмотреть по ссылке

       Продукт, получившийся в результате еще одного творческого сотрудничества – журнал «КРЕМЛИ И КРЕПОСТИ Земли русской». Свежий номер (№ 57) – полностью посвящен истории и достопримечательностям Александрова, где главенствующая роль, безусловно, принадлежит средневековой столице и музею с царской историей. Журнал действительно интересный, состоит из множества разнообразных рубрик, которые призваны дать полную информацию о месте: Стратегическое значение, 10 очень важных дат, Защитные сооружения и крепости, Славная история!, К оружию!, Действующие лица, Кремль сейчас, Путеводитель, Посол иноземный принять просят, Играют все! Последняя рубрика также относится к теме журнала (в данном случае посвящена правлению Ивана Грозного). А еще к каждому выпуску приложено по 2 карты для настольной игры «Кремли и крепости». В музее – сигнальный экземпляр, весь выпуск (тиражом в 1525 штук) поступит в продажу 12 ноября.

    01_.jpg

    02_1.jpg

      Как отметила зав. отделом социокультурных коммуникаций музея-заповедника «Александровская слобода» С.И. Смирнова: «Такие медийные события с участием музея – отличный инструмент продвижения города и региона!».
    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 02.11.2022 – 02.12.2022
    Новый год – вне дома!
    IMG_2886_.jpg
    Экспонаты музея-заповедника «Александровская слобода» отправляются в очередное путешествие в Коломенское. С середины ноября по конец января в Большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича будет организован межмузейный выставочный проект с рабочим названием «Елки нашего детства».
    Создавать новогоднее настроение москвичам и гостям столицы из «слободских» фондов уезжают 15 предметов, в том числе полный маскарадный костюм «Боярин», переданный в музей Верой Федоровной Лавровской из уважаемой династии известных ученых и меценатов. Некоторые из «слободских» раритетов будут экспонироваться впервые.
    На 160 квадратных метрах «Коломенское» для зимней выставки собрало сразу несколько музеев и частных коллекционеров. Ее стержнем станут уникальные фото- и видеоматериалы из Российского государственного архива кинофотодокументов. Они лягут в основу восьми сюжетов, которые последовательно раскроют «историю новогодней елки» в России с конца XIX века до 2000-х, в том числе увлекательно расскажут о «Ленинских» и «Кремлевских» елках, борьбе с «буржуйским и поповским» праздником и т.д.
    Выставки, посвященные новогодним и рождественским традициям, всегда привлекают, хотя обычно на них используются непрофильные коллекции (не по тематике конкретного музея). Но зато они очень атмосферные, теплые, с флером предвкушения волшебства! Обычно такие проекты служат отличной площадкой для проведения новогодних детских праздников.
    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 01.11.2022 – 01.12.2022
    «Осени меня, осень…»
      IMG_6347_.jpg

     1 ноября (19 октября по старому стилю) отмечается Иванов день – встреча осени и зимы. Несмотря на то, что по календарю была осень, фактически начиналась зима с ее морозами. Об этом говорит и народная мудрость: «Кто в ноябре не зябнет, тому и в крещенскую стужу не замерзнуть». В этот день было принято готовить яства из курятины. В богатых семьях на столе появлялся курник. Этим многослойным пирогом сам Иоанн Васильевич Грозный не брезговал.
      Его загородную резиденцию сохраняет музей-заповедник «Александровская слобода». Царский средневековый дворцово-храмовый ансамбль хорош в любое время. Его памятники смотрятся величественно и белой зимой, и цветущей весной, и зеленым летом, и золотой осенью. И даже в межсезонье, когда листва спала, а снег еще не лег плотным ковром.

    IMG_6332_.jpg

      Осенняя тема близка и С.Н. Аминовой. Ее поэтический вечер музей-заповедник «Александровская слобода» проведет в Ночь искусств 4 ноября. Стихотворение «Вновь осеннее» как предвкушение встречи с поэтом.

    Осени меня, осень, покровом щедрейшей листвы
    И дождем окропи, если так заповедано свыше,
    Дай умение мне через стену сомнений услышать,
    Дай желание мир распознать сквозь обман пелены.

    Ты умеешь срывать наносное, отжившее срок,
    Ты не брезгуешь грязью, считая полезной и нужной,
    Хладным ветром безжалостно ворох надежд отутюжен,
    И скрипучая дверь возвещает о далях дорог.

    Ни пощады прощу, ни подачек твоих от щедрот,
    Я давно не надеюсь на благость небес, не умею,
    Научи горький опыт испить, как от дум панацею,
    Покажи путь неблизкий в затерянный тихий приход.

    Доберусь, достучусь, доползу до сакральных вещиц,
    Принимая не мыслью, а просто душевно на веру,
    Не страшась приговора зимы, он всем нужен, наверно,
    А иначе зачем лист пред осенью падает ниц.

    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»

  • 28.10.2022 – 30.11.2022
    Брак конкурсный, трагический
    28 октября 1571 года (в этот день ровно 451 год назад!) в Покровском соборе (ныне Троицком) состоялось одно из самых загадочных, отсюда и легендарных, венчаний царя Ивана Грозного. Он вступил в брак с дочерью купца Собакина Марфой Васильевной. На титул царицы претендовали тысячи девиц, которые сначала проходили «собеседование» с боярами, а уж финальные смотрины выбранных двенадцати красивых и здоровых девушек 40-летний царь проводил сам.
    Но в отборе всегда непременно участвовал и лекарь, он должен был подтвердить отсутствие у невесты каких-либо болезней или иных проблем со здоровьем, что являлось наиважнейшим условием рождения полноценных наследников. В случае с Марфой это был придворный врач – голландец Элизеус Бомелиус, который со своей стороны положительно оценил способность избранной невесты к деторождению.
    Молодая особа буквально очаровала государя, который годился ей в отцы: 26 июня 1571 года Иван Грозный официально сообщил о своем выборе и помолвке. До нашего времени дошли сведения, что избранница царя была невероятной красавицей, но есть версия того, что еще повлияло на выбор. Девица состояла в родстве с верным слугой и самым грозным опричником – Малютой Скуратовым.
    Известно, что еще до свадьбы приближенные заметили ухудшение здоровья царской невесты. Доктор Бомелиус терялся в догадках и не мог назвать причину того, что совершенно здоровая девушка практически таяла на глазах. Тем не менее, Иван Грозный устроил пышную свадебную церемонию с «пиром горой», скоморохами и живыми медведями. Но веселье не помогло, болезнь развивалась стремительно, и через 2 недели, 14 ноября 1571 года Марфа Васильевна Собакина скончалась… Скоропостижная смерть породила массу слухов, которые вылились в версию отравления. Начались дознания, наказания и даже казни. Понятно, что подозреваемыми стали и родственники двух предыдущих умерших жен.
    Так или иначе, слободская венчальная история пережила века и трансформировалась в красивейшую трагическую легенду, которая широко известна и тесно связана именно с Александровским кремлем. Она много лет с успехом «оживает» в музейной театрализованной программе, на фестивалях и событийных праздниках. Кстати, в свое время свадебная история вдохновила выдающихся деятелей искусства. Воссоздающие эти события оперы «Опричник», «Василиса Мелентьева», «Царская невеста» более 100 лет идут на сцене Государственного Академического Большого театра России. А вот самому стать участником знаменитой церемонии можно лишь в «Александровской слободе»!
     

    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 21.10.2022 – 30.11.2022
    «Семейный досуг и развлечения в конце XIX – начале ХХ вв.»
    Музей-заповедник «Александровская слобода» принимает участие в очередной межмузейной коллаборации. 471 фондовый предмет отправился в путешествие в «Коломенское». Там, во Дворце царя Алексея Михайловича, 26 октября откроется выставка «Семейный досуг и развлечения в конце XIX – начале ХХ вв.», которая объединит несколько ведущих музеев страны.
    Столетие назад, как и сейчас, взрослые и дети играли в настольные игры, читали, занимались спортом, увлекались коллекционированием, устраивали праздники, – одним словом, полноценно отдыхали от будней, а главное – делали это вместе, соблюдая и чтя семейные традиции!
    А вот какие именно игры, коллекции, игрушки и конструкторы пользовались популярностью, призван рассказать новый проект.
    Помимо старинных кукол, машинок, детской одежды, книг и журналов из «Слободы» отправились в путь несколько особенно интересных экспонатов. Более подробно о них рассказала Анастасия Листопад, заведующая научно-экспозиционным и выставочным отделом музея-заповедника «Александровская слобода»: «Это, в первую очередь, украшение любой детской - лошадка-качалка, с основой из сосны, обтянутой натуральной кожей, из нее же изготовили конскую упряжь и седло, а для гривы и хвоста взяли конский волос. Интересен и дореволюционный альбом с коллекцией конфетных оберток – кто из нас не собирал их!».
    Впервые будут экспонироваться «Театр теней» и почти метровая модель парусного торгового корабля «Баркентина «Vera», выполненная более ста лет назад. Такие подробные модели изготавливались перед тем, как строился сам корабль. Да и поступил он в 1922 году из усадьбы Завалино, владельцами которой были потомки великого мореплавателя И.Ф. Крузенштерна.
    Надо сказать, что многим экспонатам «Александровской слободы» особую ценность придает тот факт, что поступили они в фонды от знаменитых владельцев. Лошадка, например, раньше «служила» маленьким наследникам известной династии Зубовых-Лавровских.
    Выставка будет проходить в зале общей площадью 140 кв.м и продолжит работу до 12 марта. Тем, кто захочет увидеть все сам, удастся побывать в «старинной усадьбе», на «лодочной станции», на «катке» и даже сделать фото на фоне импровизированного колеса обозрения!


    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 20.10.2022 – 30.11.2022
    Мини-выставка «Представлена будет…»
    IMG_6153_.jpg
    Так называется новая мини-выставка, созданная музеем-заповедником «Александровская слобода» в рамках проекта «Музей в гостях у музея», ставшего уже традиционным.
    В этот раз партнером стал Александровский художественно-краеведческий музей, располагающийся в доме-усадьбе купца II гильдии Первушина Алексея Михайловича, известного в конце XIX века в деловых кругах города как торгово-промышленной деятельностью, так и общественно-значимыми делами.
    В пространстве ретро-гостиной в двух витринах представлены фото, личные вещи дочери купца – Зинаиды Алексеевны Первушиной, хранящие память о своей хозяйке и ее культурных увлечениях.
    Являясь творческой особой, она занималась языками, музыкой, даже аккомпанировала оперным певцам и солировала на благотворительных концертах. В зимне-осеннее время семья проживала в столице. А когда на весенне-летнее время возвращались в александровскую усадьбу, это место становилось своеобразным клубом по интересам «золотой молодежи» - детей дворян, купцов и мещан. Их любимыми развлечениями были домашний театр, литературные и музыкальные вечера. Вот в витрине на пожелтевшем от времени фото - Зинаида Алексеевна на фоне усадьбы или за роялем, увлеченная музыкой, рядом - листок с нотами, альбом с пожеланиями, учебники по французскому и немецкому, журналы… Много времени она посвящала и другим своим увлечениям - искусствоведению и театру. Не случайно на выставке разнообразие программок с концертов, опер, спектаклей, наряду с ними билеты в главный «храм искусства» - Большой театр, бережно хранимые ею после культурных столичных походов. Тут же – маленькая кожаная сумочка, клатч, ажурные перчатки и изящный веер – верные спутники ее «выходов в свет».
    Мини-выставка получилась камерная и теплая. Она усилила атмосферу гостиной начала прошлого века конкретной историей жизни одной из представительниц того времени.

    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода»
  • 12.10.2022 – 30.11.2022
    В «Александровской слободе» – научное биеннале
      В музее-заповеднике «Александровская слобода» в десятый раз прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Зубовские чтения». Тематика этого года максимально близка организаторам: «Русское средневековье и современный музей». Напомним, что «Слобода» регулярно проводит это биеннале с 2000 года в честь выдающегося земляка, видного деятеля науки, ученого-энциклопедиста с мировым именем Василия Павловича Зубова, который родился здесь в 1900 году.
    Более 40 российских специалистов из ведущих научных учреждений и музеев страны в течение двух дней обсуждали исследования, интерпретации грозненской эпохи и связанные с этим современные тенденции развития российской музейной жизни. Форум стал площадкой для обмена опытом и открытого диалога академических ученых и музейных практиков.
    Директор музея «Александровская слобода» Аллы Сергеевна Петрухно в приветственном слове подчеркнула: «Современный музей сегодня не только хранитель наследия. Он должен изучать его и выстраивать свою экспозиционную и научно-просветительскую деятельность так, чтобы национальное достояние становилось неотъемлемой частью мировоззрения современного человека, особенно молодежи. Речь идет о разработке совершенно новых форм, методик презентации исторического наследия. Это обязательно нужно обсуждать, таким опытом непременно нужно делиться».
    Во время открытия впервые состоялась акция «День дарителя» - чествование меценатов, благотворителей, коллекционеров, благодаря которым музейное собрание пополняется средневековыми раритетами. И это в рамках конференции вполне логично, ведь одними из первых жертвователей стали потомки династии Зубовых.
    В этот раз сертификатами и хрустальными «царскими» кубками награждали важных для музея людей – давних друзей и партнеров, каждый из которых не раз «обогащал» фонды и экспозиции «Слободы» настоящими артефактами. Это два участника Чтений – кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Б.Н. Морозов и генеральный директор ООО «Аукционный дом «Гранат» С.А. Афонин. А также специально приглашенные на знаковое событие гости – основатели и владельцы антикварного салона «Русская усадьба» Д.В. Журавлев и А.Г. Стадник и член Союза художников России, скульптор, создавший один из вариантов памятника Ивану Грозному, – Ю.А. Иватько.
    Предварительные итоги подвела заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Александровская слобода» М.К. Рыбакова: «В этом году исполняется сто лет, как музей распахнул двери для посетителей. За это время накоплен достаточный опыт представления средневековой эпохи. Прежде всего важно обсудить возможности внедрения в музейное пространство результатов исследований академических ученых. Примечательно, что получилось не сухое изложение докладов, а практически каждое выступление вызывало живые дискуссии. Значит, тема актуальна и для ученых, и для музейных практиков».
    По окончании заседаний гостей пригласили на интерактив и трапезу в компании «самого Ивана Грозного». Для многих ценным подарком стало живое общение со специалистами, обмен опытом и новые творческие контакты. По материалам конференции (как всегда) будет издан сборник научных сообщений «Зубовские чтения».
    Кстати, «ученая тема» продолжится вскоре на внутримузейной конференции, где специалисты разных направлений поделятся своими изысканиями и обозначат проблемы.
    Пресс-служба музея-заповедника
     «Александровская слобода».
  • 10.10.2022 – 30.11.2022
    Уникальный рукомойник «прописался» в Слободе!
      Музей-заповедник «Александровская слобода» приобрел и отреставрировал редкий предмет художественного литья XVI-XVII вв., изготовленный в северной Европе – подвесной рукомойник (сосуд для умывания). На сегодняшний день в музейных собраниях страны выявлены всего два аналога этого экземпляра (ГИМ и Музей Москвы).
    «Слободской» рукомойник очень интересен по исполнению. С двух сторон – выливные носики-головы на изогнутых шеях, на ободке «сидят» мужские фигурки в высоких шапках, к человечкам крепится подвесное коромысло с навершиями также в виде мифических голов. На откидной крышке ручкой (хватком) служит миниатюрный петушок. Столь «художественный» рукомой могли позволить себе только в очень зажиточных домах.
    Надо сказать, что в том виде, в котором предмет попал в музей, экспонировать его было невозможно. Помимо коррозии и патины некоторые детали были попросту отломаны. Благодаря реставратору высшей категории, давнему другу музея Виктору Юрьевичу Астафьеву раритет «вернулся к жизни» и «помолодел».
    В России для мытья рук чаще служил медный кувшин (кумган), зато подвесной был удобнее. Его называли по-разному, но в нашей стране с XVI в. закрепилось название «рукомойник».
    Приобретение «Александровской слободы» – литой сферический рукомойник с двумя носиками – особым спросом пользовался в Европе, именно поэтому для отечественных музеев он – большая редкость. Подтверждением популярности на Западе служат многочисленные изображения в средневековой живописи. Судя по сохранившимся в России единичным образцам «рукомойников скандинавского типа», в то время они не поставлялись из-за границы на продажу, а привозились по случаю.
    В планах у музея приобрести тазу или лохань той эпохи, которые подставляли под рукомой. Но, поскольку подобные предметы встречаются редко, пока сотрудники заняты поиском предложений.
    Пресс-служба музея-заповедника
     «Александровская слобода».
  • 07.09.2022 – 05.12.2022
    Мини-выставка «В ризы света облачен…»
    Пастырь
    Новая мини-выставка «В ризы света облачен…» из фондового собрания музея-заповедника «Александровская слобода» дополнила экспозицию «Государев двор», расположившись в Домовом храме Успенской церкви.
    Выставка созвучна месту, ведь именно здесь в XVI в. молились великокняжеские и царские жены. При Иване Грозном божественные литургии в Слободе служили знаменитые распевщики царской певческой школы – Федор Христианин, Иван Нос. А в XVII в. по благоволению династии Романовых здесь появился Успенский девичий монастырь. Для священных таинств церковнослужители традиционно облачались в одежды, которые придавали особую торжественность. На выставке можно увидеть такие элементы облачений, о которых многие даже не знают (орарь, поручи, набедренник и т.д.). Интересно, что каждый предмет имеет особенное духовное значение. Например, поручи – узкие нарукавники, стягивающие шнурками края рукавов нижней одежды, ассоциируются с веревками на руках Спасителя во время его страданий.
    Уникальный экспонат выставки – оплечье фелони XVII в. с лицевым шитьем столичной мастерской. Евангельские сюжеты и лики святых, вышитые шелковыми и драгоценными нитями и украшенные каменьями, использовали для культовых предметов в качестве подарка духовенству или как вклад в статусные храмы. В конце XVII века лицевое шитье сменяют узоры из цветов, крестов, животных. Такими орнаментами украшены одеяния XVIII-XIX вв., выполненные монахинями Успенского девичьего монастыря. Здесь и кадило с рельефной чеканкой и гравировкой, и редкий перламутровый крест.
    Выставка продолжит работу до 11 ноября и поведает своим посетителям о малоизвестных культовых предметах, их символике, многообразии материалов и традициях украшения.
     

    Пресс-служба музея-заповедника
    «Александровская слобода».
scroll
Покупайте онлайн