Двигатели торговли и прогресса. Парижский триумф барановских ситцев Двигатели торговли и прогресса. Парижский триумф барановских ситцев

Пушкинская карта
Оценка качества услуг музея
Международный форум-выставка "Россия"
Год семьи 2024
Выставка «Дело в шляпе»
XXIII Московский Пасхальный фестиваль. Ансамбль певчих Есентукского благочиния Пятигорской и Черкесской епархии

100 лет вместе. Музей, события, люди

Двигатели торговли и прогресса. Парижский триумф барановских ситцев

Уважаемый читатель, сотрудники музея-заповедника вновь начинают общение с Вами в формате нашей предъюбилейной рубрики. 2018-й – это не только 99-й год музея, но и важнейшие вехи истории нашего древнего края: 505 лет царскому кремлю и 240 – городскому статусу Александрова. Эти важные события и люди, их предопределившие, непременно станут «героями» ближайших публикаций, потому что «музейная память» Слободы, кроме царской, хранит историю города и Александровского уезда. В нынешнем году музей-заповедник обязательно отметит 240-летие города летним выставочным проектом «Душа была щедра и верою богата». Одно из центральных мест в этой экспозиции займут вещи и документы, рассказывающие о знаменитых промышленниках Барановых, изменивших не только жизнь и облик нашей земли, но прославивших ее далеко за пределами Отечества. Поэтому первая история рубрики – о них.
А далее - познавательных и интересных встреч в рамках этого проекта Вам, музейный читатель, ценитель истории царского кремля и малой родины!


Париж. Летний сезон 1889 года. На Всемирной выставке новая гигантская арка - Эйфелева башня – встречает тысячи парижан и гостей со всего мира. Выдержав невероятное противодействие, она стала символом города-праздника, Франции и до сего дня самой посещаемой и фотовостребованной достопримечательностью мира. Но тогда, на исходе XIX века, не башня пленила парижанок, а барановские шали и платки из ярко-красного ситца с набивным орнаментом, которые были раскуплены в первые же дни выставки. Ткань «смородиновый лист» оставила позади все мировые мануфактурные бренды, завоевав «Гран-При», а российский павильон назвали «русским триумфом».
Ситцы эти выпускали на мануфактурах куп¬цов Барановых, поэтому назывались, стали знамениты и известны до сего дня они как «барановские». Их удивительную историю с первой половины XVIII века творили не менее удивительные люди.
В 1740-е годы Тихон Петрович Баранов из дворцовой Новоалександровской слободы занялся торговлей холстиной, которую изготавливал сам, а затем продавал на ярмарке. Холстину он производил качественную, за что и получил законное разрешение на право торговли.
Его сын Николай Тихонович Баранов (1743 г.р.) значительно расширил промысел отца. Но по-настоящему серьезное «дело» и рождение династии текстильных фабрикантов началось с Фёдора Николаевича Баранова (1763 - 1838), уже купца третьей гильдии. Он понял, что скупать ткани у кустарей-одиночек и перепродавать их гораздо прибыльнее, и что цветная холстина ценится больше. Скопив небольшой капитал, построил он красильню, где пряжу и ткань окрашивали в синий (тогда - кубовый) цвет. Рядом устроил небольшую фабрику и производил простые платки, нанку и холстину. И что особенно интересно и важно: уже в то время он прекрасно понимал преимущества новинок прогресса и первым в России купил за границей бумагопрядильную машину.
Отечественная война 1812 г., разорение Москвы и страны, потеря рынков свели к нулю все усилия Баранова, оставив его почти ни с чем. Но он не опустил руки, заново начал «дело» и в 1834 г. на берегу реки Серой выстроил фабрику для окрашивания бумажной пряжи в яркие красный и синий цвета. В отдельном помещении ее отжимали и сушили, затем отглаживали и складывали уже на продажу. Конечно, труд был не из легких, условия – тоже. Насыщенные запахи красок и кислот буквально пропитывали воздух, освещение керосиновыми фонарями было слабым. И тем не менее, продукцию Ф.Н.Баранов выпускал на славу: высокое качество окраски его пряжи и тканей было отмечено Серебряной медалью на Нижегородской ярмарке в 1835 г.


  Но поистине гигантский размах придал производству его сын Иван (1808–1848 гг.), который стал настоящим «новатором и двигателем» рождения бренда «барановские ситцы», когда в 1846 г. у села Карабаново была открыта Троицко-Александровская мануфактура. Крашение кумачей, набивка платков, выпуск рубашечных ситцев произвели настоящий фурор! Для окрашивания в красный цвет применялся крапп – красящее вещество, которое добывали из корня марены (водоросли из южных стран). Сам крапп, уже в виде порошка, привозили из-за границы, тщательно оберегая от воды и света, поэтому краситель был весьма дорогой. Одна из деловых поездок Ивана Федоровича на Кавказ оказалась поистине знаменательной, если не сказать судьбоносной. Оказалось, что марена растет и в прибрежных водах Каспийского моря. Предприимчивый Баранов пошел на риск: он арендовал небольшой участок земли на побережье и попробовал выращивать «свою собственную» марену. И вырастил! Мало того – еще разработал и технологию получения красителя – высококачественного, яркого, устойчивого и при этом недорогого. Он ушёл от «дедовского» способа закрепления краски (выдерживание в смеси из навозной жижи и бычьей крови). Вместо него И. Ф. Баранов ввел использование пшеничных отрубей. В то время это было настоящее ноу-хау. Новые технологии принесли фабрике широкую известность и выгодно отличали от подобных русских мануфактур.


Качество товара, оригинальная расцветка и насыщенность цветовой гаммы принесли карабановским ситцам огромную популярность в России и далеко за ее пределами. Ткани охотно покупали в Азии, Закавказье, Персии, Афганистане и даже в Европе – Франции и Англии. Главными конкурентами Баранова были тогда немецкие красильные фабрики в Эльберфельде, но качество русских ситцев им не уступало. В 1848 г. Ивану Федоровичу было пожаловано право изображения на своей продукции Государственного герба Российской империи. Это было Высочайшим признанием отменного качества товара и огромных заслуг прогрессивного промышленника.
Современник Баранова - историк, профессор Московского университета С.П. Шевырев свидетельствовал, посетив Александров в 1847 году: «…И.Ф.Баранов здесь главный двигатель торговли и промышленности, несмотря на то, что есть купцы в Александрове и богаче его. Он понял, что Россия в своих торговых замыслах должна иметь в виду Европу и Азию: Европу как образец, с которым не только должно сравняться, но даже его превзойти; Азию, как неисчерпаемый источник для материала, и как средство для сбыта. Крашенье бумаги и ситцы – главное его занятие: промышленность народная, соответствующая потребностям всех классов. Народ наш любит светлые одежды и яркость красок: красный и розовый – его любимые цвета. Промышленник должен применяться к народному вкусу, если хочет успеха и выгоды». Надо отметить, что и жалование у барановских рабочих намного превышало заработки на других текстильных фабриках Владимирской губернии. «Хороший ткач получал 12-14 рублей в месяц, рабочие других специальностей получали 5-7 рублей в месяц», - отмечал Н.А. Песков несколько позже в записках 1884 года «Фабричный быт Владимирской губернии».
После смерти Ивана Федоровича и его супруги произошел раздел имущества (это разделение привело к образованию мощного ткацкого «треугольника» Александров-Карабаново-Струнино). Управление александровской фабрикой перешло к старшему сыну Николаю, а Троицко-Александровская мануфактура - к Александру и Асафу, которые в 1863 г. основали торговый дом «А. и А. И. Барановы». С этого времени мануфактура начинает быстро развиваться и снова переоснащаться, чтобы идти впереди конкурентов. Начав также с ручной печати, предприятие перешло к вытравной машинной и искусственным красителям, когда ткань предварительно окрашивали, а вместо краски на манеры наносили специальный состав, который разрушал цвет нежелательного фона.
Одновременно с переоснащением братья начинают строительство новых каменных фабричных корпусов. В 1866 г. в цехах установили плоскопечатную машину, следом были введены и другие усовершенствования. В 1873 г. готовится к запуску новый прядильно-ткацкий корпус, руководство фабрики стремится к максимальной «механизации» всего производственного процесса. Год спустя впервые опробовали окрашивание искусственным ализарином, результат превзошел ожидания и его стали применять в первую очередь. С 1889 года Барановы окрашивали ткани уже только искусственным ализарином с применением нового щелочного способа вытравки набивных ситцев и платков с ярко-алым насыщенным фоном.
Машинная печать привела к упрощению рисунка, но зато в производстве незаменимыми стали новые специалисты - граверы и раклисты. Тем не менее, вкусы и традиции потребителей непременно учитывались. Характерные и знаменитые так называемые «огурцы», «бобы», присутствовавшие в самых ранних платках и тканях ручной набойки, тематически сохраняются и при машинном производстве, развивая дальше «растительные художественные» традиции и «восточные мотивы», многие из которых были сохранены и в двадцатом веке.
В период этого интенсивного развития братья решили разделить дело. Александр оставил карабановскую фабрику, сначала преобразованную в «Товарищество на паях мануфактур Барановых», а с 1880 года – в «Бумаго-прядильную фабрику И.Баранова». Здесь необходимо отметить, что и совместное дело, и разделенное производство были очень успешны, о чем свидетельствуют множественные награды самого высокого уровня. «Товарищество Барановых» было удостоено медалей на международных выставках в Лондоне (1862), Москве (1865), Париже (1867), Вене (1873), Париже (1878). Несколько раз мануфактура подтверждала своё право ставить на изделиях Государственный герб (1870, 1882, 1896). Карабановские ситцы были удостоены высшей награды – Почетного диплома в Амстердаме в 1883 г., в Антверпене - в 1885 г., а в 1886 г. - редкой награды – Ордена Льва и Солнца персидского шаха. И, конечно, ткань «смородиновый лист», ставшая открытием Всемирной Парижской выставки. В 1896 г. к 50-летию фабрики был издан фотоальбом «Троицко-Александровская мануфактура» с золотым тиснением на обложке, а также книга об истории предприятия. На тот момент фабрика была одной из самых крупных и передовых в Российской империи.
(Начало. Окончание в следующей статье).
С.Смирнова, С.Вершинина,
сотрудники музея-заповедника.

Назад
scroll
Покупайте онлайн