Импорт для Царицыных палат Импорт для Царицыных палат

Пушкинская карта
Оценка качества услуг музея
Экскурсия по новой экспозиции "В гостях у печатника"
Выставка "Лёгкой поступью по мостовой"
Поэтический концерт «…И развились знамена чести…»

Новости

Импорт для Царицыных палат


 О музее-заповеднике «Александровская слобода» узнали в городе Гёрлиц, расположенном в Восточной Германии. Произошло это благодаря публикации в местном журнале «Görlitzer Magazin». Это издание выпускается городской администрацией с 1987 г., публикуя «профессиональные статьи о людях, истории, архитектуре, искусстве и культуре города Герлиц и Верхней Лужицы». Каким же образом Музей Ивана Грозного попал на страницы этого довольно узконаправленного издания?
В одном из номеров опубликована статья начальника архитектурного отряда Древнерусской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа Екатерины Туровой: «Свинцовая текстильная пломба начала XVI века из раскопок на территории царицына двора Александровской Слободы». Уже из заголовка понятно, о чем пойдет речь. И действительно, музейщики «Слободы» сотрудничают с Екатериной Алексеевной с 2005 г. и за это время сделано много находок и открытий. Одной из них стала товарная пломба.
Е.Турова потратила не один год, чтобы изучить легенду раритета: «По размеру, типу, способу пломбировки (двусторонней) и характеру надписи можно утверждать, что перед нами «большая» «штучная» пломба, которой производилось опломбирование, подтверждающее качество ткани по окончании производственного цикла. Строчная надпись содержит сверху слово «Forder», ниже - наименование города «Gorlitz». Смысл надписи: уполномоченные Гёрлицем контролёры подтверждают, что опломбированная ткань соответствует установленным требованиям качества».
Мануфактуры Гёрлица в то время специализировались на производстве сукна и торговле вайдой (растением, используемым для окрашивания ткани в синий, черный и зеленый цвета).
Главный хранитель музея-заповедника «Александровская слобода» Елена Жилкина поясняет: «Пломба из собрания музея опечатывала голубое или светло-синее сукно. Аналогии такому сплетению двух пломб исследователь не нашла. Объяснение ему она видит в лейденском статусе 1406 г., предписывавшем контролёрам при последней сертификации пломбировать таким образом: «Пусть лучшие (шикарные) куски получат даже две большие печати».
Е.А. Турова подводит итог своим исследованиям: «Поскольку пломба крепилась к внутреннему краю штуки ткани, то её удаление происходило с использованием последнего куска. Находка печати во внутреннем пространстве Царицына двора, под заливкой, маркирующей окончательное благоустройство, означает, что здесь около 1508-1513 г. была израсходована вся штука ткани длиной от 11 до 20 м (вероятно, при отделке интерьеров или мебели в парадной палате)».
Для Герлица этот факт интересен вдвойне: помимо того, что «их» свинцовая пломба находится музее-заповеднике «Александровская слобода», есть и еще некая связь с Россией. Доктор Jasper von Richthofen из гёрлицкого музея специально разыскал в местном архиве XVI в. выдержку из документа. В ней говорится, что Великий князь Московский не хотел никакой другой ткани, кроме тюков с тонким гёрлицким сукном с низким ворсом. Согласитесь, что такие международные связи и научные изыскания гораздо увлекательнее и полезнее политических конфликтов. Поэтому с нетерпением ждем находок и открытий!


Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода».

Назад
scroll
Покупайте онлайн