Пусть будет легким путь… Пусть будет легким путь…

Пушкинская карта
Оценка качества услуг музея
Международный форум-выставка "Россия"
Год семьи 2024
Выставка «Дело в шляпе»
XXIII Московский Пасхальный фестиваль. Ансамбль певчих Есентукского благочиния Пятигорской и Черкесской епархии

Новости

Пусть будет легким путь…

   Многие из нас, отправляясь в дорогу, предпочитают поезда. А задумывались ли вы, как давно они появились в нашем городе? По современным меркам совсем недавно – 153 года назад. Все это время железная дорога играет не просто важную роль в истории города, а стратегическую. Предметы из коллекции музея-заповедника «Александровская слобода» это зримо отражают. Фрагментарно вспомним эти главные события…
   «В 1867 году правление Московско-Ярославской железной дороги решило продолжить ветку от Сергиева Посада до Ярославля. Невероятные усилия александровских купцов В.П. Зубова, О.А. Семенова и Н.И. Баранова «изменили» первоначальный проект, чтобы направить дорогу через Александров, и в 1870 году железная дорога пришла в город. Наши купцы внесли 100 тысяч рублей на это строительство. А всего стоимость маршрута Сергиев Посад - Александров обошлась в 4 миллиона рублей» - говорит А.Н. Лакиза, научный сотрудник музея-заповедника «Александровская слобода».
Фотография _Железнодорожный мост_Александров_Начало 20 века.jpg

    Александров отнесли к станциям 2-го класса: с вокзалом, амбулаторией, водоёмным и водоподъёмным зданиями, локомотивным и вагонным депо. Но купцы на этом не остановились: в 1871 году была построена ветка Александров – Карабаново длиной в 10 вёрст, затем Карабаново – Киржач. А с вводом в 1896 году участка Александров – Юрьев–Польской городская станция стала узловой и причислена к 1 классу. Через семь лет, в 1903 году, рядом со старым деревянным вокзалом построили новый, кирпичный.
    В коллекции музея-заповедника есть фотографии, связанные с александровской узловой станцией, они неразрывны с историей страны. В 1887 году в Александров на празднование 100-летия расквартированного в городе гренадёрского сапёрного батальона приехал Московский генерал-губернатор и командующий войсками округа Великий князь Сергей Александрович Романов. На станции его встречал почётный караул со знаменем и оркестром и предводитель уездного дворянства С.С. Стромилов и городской голова Обрезков, который поднёс гостю хлеб-соль на серебряном вызолоченном блюде чеканной работы.
   А вот в 1913-м (в год 300-летия династии) Нико¬лай II, совершая поездку по "памятным местам", не по¬желал видеть "бунтарский город" и повелел закрыть все окна в вагонах. Припомнил он события 1905 года, которые позже в советских учебниках истории обозначались как "Александровская республика".
   В 1917 году в депо прошёл митинг присоединившихся к революции, и в Александровский Совет рабочих депутатов вошли железнодорожники. В 1920 г. на вокзале останавливался агитпоезд "Октябрьская революция", на котором по Заволжью, Уралу и Сибири совершал поездку "всесоюзный ста¬роста" М.И.Калинин.
  На долгие годы запомнилось горожанам и прибытие челюскинцев с О.Ю. Шмидтом, участников знаменитого ледового дрейфа в 1934 году. Паровоз встречали многочисленные делегаты от предприятий с цветами и подарками.
   А в 1938 году на вокзале вновь звучал духовой оркестр, было море цветов и улыбок. Это приветствовали первых женщин Героев Советского Союза: Раскову, Гризодубову и Осипенко, совершивших беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток.
   Великая Отечественная война стала огромным испытанием для железнодорожного транспорта - требовалась особая оперативность, слаженность и чёткость. Осенью 1941 года из десяти веток московского узла работали лишь Ярославское и Горьковское направления, другие линии были отрезаны противником. Александровский узел стал базой переброски стратегических грузов для нескольких фронтов. В тот период создавали паровозные колонны особого резерва, передвижные депо. Они могли работать на любом участке: подвозить к прифронтовой полосе войска, боевую технику, быстро восстанавливать разрушенное железнодорожное полотно.

Знак Ударник Сталинского призыва Грязнова Г.П.jpg

   В такое Военно-эксплуатационное объединение–28 (ВЭО), сформированное в Ярославле, попало 20 александровцев. Одним из них был Николай Михайлович Копеечкин, известный в городе машинист паровоза, «Почётный железнодорожник», «Ударник Сталинского призыва», награждённый в годы войны многими орденами и медалями. О его мастерстве до сих пор ходят легенды - асс, водивший под бомбёжками воинские и санитарные эшелоны.

Орден Ленина N 149291 Грязнова.jpg

   «В те годы интенсивность перевозок увеличилась многократно, что требовало от машинистов огромного напряжения. Люди работали бессменно по 50-60, а то и по 100 часов. Среди них были Григорий Петрович Грязнов и Александр Никитович Яковлев, оба машиниста награждены высшей наградой – Орденом Ленина. На помощь мужчинам пришли женщины. Клавдия Тимофеевна Карпова стала одной из первых, она водила санитарные и грузовые составы до Москвы, Ярославля, Юрьев–Польского, Орехово-Зуева», - говорит Е.В. Жесткова, хранитель коллекций музея-заповедника «Александровская слобода». Об трудовом военном подвиге земляков рассказывают документы: судя по ним, не было у железнодорожников «легкого времени» и в мирные дни, ведь не зря стальные магистрали и сейчас называют «жизненными артериями страны» …
Ежедневно через станцию Александров едут тысячи пассажиров, перевозится огромное количество грузов, а расстояние между нашей «средневековой столицей» и Москвой можно преодолеть менее чем за два часа. И то ли ещё будет!

   Поэтому в День железнодорожника сотрудники музея–заповедника искренне поздравляют всех, кто имеет отношение к этой важнейшей профессии. Будьте здоровы, пусть удача будет на вашей стороне, путь – легким, а пассажиры – благодарными!

Елена Перфильева,
музей-заповедник «Александровская слобода».

Назад
scroll
Покупайте онлайн