Слобода и Абрамцево: «связующие нити». Слобода и Абрамцево: «связующие нити».

Пушкинская карта
Оценка качества услуг музея
Экскурсия по новой экспозиции "В гостях у печатника"
Выставка "Лёгкой поступью по мостовой"
Поэтический концерт «…И развились знамена чести…»

Новости

Слобода и Абрамцево: «связующие нити».

На днях в музее-заповеднике «Александровская слобода» открылась выставка «Времен связующая нить», созданная в содружестве с музеем-заповедником «Абрамцево». Музеи «коллаборируют» много лет, и это не первый совместный проект. Но теперь выяснилось, что связь с усадьбой у нашего города и нашего кремля гораздо «старше».
А чтобы узнать об этом более подробно, мы обратились за помощью к руководителю Музея Ивана Грозного Марине Рыбаковой, которая рассказала: «Как известно из истории, владельцем усадьбы с 1870 года был Савва Иванович Мамонтов. Оказывается, он в свое время выкупил землю в нашем городе рядом с вокзалом. А в 1889 году на ней хлопотами игуменьи Успенского монастыря Евфросиньи возвели деревянную часовню в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи. (Крушение царского поезда 17 октября 1888 г.). Россия была потрясена случившимся, повсюду служили благодарственные молебны, писали иконы».
«У нас в коллекции тоже есть такая икона. Называется она «Избранные святые. В память чудесного избавления 17 октября 1888 г.». Написана она вскоре после случившегося и представляет собой изображение 8 патрональных святых семьи императора Александра III в два яруса. Вверху - изображение Спаса Нерукотворного на плате, который поддерживают два ангела», - дополняет хранитель коллекций музея-заповедника «Александровская слобода» Ирина Короткова.
А часовню у вокзала на «мамонтовской» земле довольно быстро «улучшили», поскольку она перестала вмещать всех желающих отстоять службу. В 1904 году опять же на средства благотворителей здесь был построен храм, который одним из первых в стране освятили во имя канонизированного в 1903 г. преподобного Серафима Саровского-чудотворца.
Еще один исторический факт тоже указывает на опосредованную связь. Предприниматель по роду деятельности и художник по призванию, Мамонтов увлекался изобразительным искусством, архитектурой, театром. Вместе с супругой Елизаветой Григорьевной объединил вокруг себя творческую элиту. В усадьбе часто останавливались, подолгу жили и работали И.Е. Репин, братья Васнецовы, В.А. Серов, И.С. Остроухов, Е.Д. Поленова, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, М.А. Врубель и другие. Своим именитым друзьям и «соратникам» Савва Иванович «рекламировал» историю «Александровской слободы».
Известно, что летом 1898 года в живописном дачном имении Путятино и селе Гагино (ныне Сергиево-Посадский район) у Саввы Мамонтова гостил Федор Шаляпин. Меценат решил поставить оперу М. Мусоргского «Борис Годунов», а роль царя поручил «царь-басу». И в июле вся труппа Мамонтовской оперы приехала для репетиций на его дачу в Путятино. Готовя роль Бориса Годунова, Шаляпин много читал, встречался с историком В. О. Ключевским, вместе с другом Сергеем Рахманиновым бывал в Сергиевой лавре и в слободском дворце в Александрове. После чего Шаляпин признался: «Я почувствовал, что, в самом деле, Борис!». (Кстати, в музее хранится открытое письмо начала XX века с изображением великого баса именно в этой роли).
Вот таким забавным образом «теория шести рукопожатий» прослеживается во времени между историческими местами и историческими личностями!
 


Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода».

Назад
scroll
Покупайте онлайн