Троица на привеске и оплечье Троица на привеске и оплечье

Пушкинская карта
Оценка качества услуг музея
Экскурсия по новой экспозиции "В гостях у печатника"
Выставка "Лёгкой поступью по мостовой"
Поэтический концерт «…И развились знамена чести…»

Новости

Троица на привеске и оплечье


Сегодня христиане чтят и прославляют Великую Троицу, или, как еще называют один из двенадцати знаковых Церковный дней, - праздник Пятидесятницы. Отмечается событие, посвященное сошествию Святого Духа на апостолов и возникновению христианской церкви. На тему Троицы с давних времен написано огромное количество икон, но среди них есть совершенно неординарные, в том числе в коллекции «Александровской слободы».
«Такова иконка-привеска «Ветхозаветная Троица. Распятие с предстоящими», датируемая XV веком. Совсем небольшая (3,3х2,7х0,4 см) по размеру, она была отлита в Древней Руси из медного сплава. Иконка круглая, двусторонняя: на лицевом изображении - рельеф трех ангелов за столом, на оборотной – образ распятого Иисуса Христа на кресте, рядом с которым фигуры предстоящих», - рассказывает Елена Жилкина, главный хранитель музея-заповедника «Александровская слобода.
Иконки-привески представляют собой весьма миниатюрное произведение. Специалисты полагают, что их носили на одном шнуре с нательным крестом или даже вместо него. Интересно, что в отличие от музейной, в основном на «привесках» чаще всего изображение было лишь с лицевой стороны. А вот оглавие с отверстием для шнура присутствовало у всех. Кстати, на территории Древней Руси такие иконки нередко включались в женские ожерелья вместе с разнообразными бусами и привесками, несущими еще языческую символику. Раритетный предмет поступил в коллекцию от известного коллекционера С.А.Афонина, благодаря которому подобными экспонатами пополняются наши фонды, а также реализуются совместные выставочные проекты.
Также Сергей Александрович передал в музей и не менее интересное изображение ветхозаветной Троицы, выполненное на оплечье фелони. В 1660-1670 гг. его вышили в Московских Строгановских мастерских, которые существовали с XVI в. до начала XVIII в. Это была последняя школа подобного масштаба, во многом определившая дальнейшее развитие лицевого шитья. Несмотря на попытки его возрождения, традиция, к сожалению, завершилась в начале XVIII века.
«Оплечье фелони было приобретено С.А.Афониным в 2012 г. и отреставрировано С.Мартьяновой, специалистом по тканям ГосНИИРа. Фон основной композиции - зеленая камка. Лики на сюжете плотно шиты тонким некрученым светло-песочным шелком «враскол»; глаза, брови, нос, губы - коричневым шелком. Одежды персон, архитектура, горки, престол и прочее выполнены прядеными серебряными и золотными нитями, швы оформлены цветными прикрепами», - детализирует хранитель коллекций музея-заповедника «Александровская слобода» Ирина Короткова.
Центральная композиция - Троица Ветхозаветная - представляет собой изображение трех ангелов с опущенными крыльями, сидящих за столом. На вышитом фоне просматриваются башнеобразная палата, крона Мамрийского дуба и горки. На этой же композиции, но меньших размеров, изображены Авраам с чашей в руках и Сара, держащая глубокое блюдо. Справа композиции - Распятие с Иисусом, у подножия креста стоят Богоматерь, Мария Магдалина, скорбящий апостол Иоанн и сотник Лонгин в воинских доспехах. Слева - сюжет Сошествие в ад, в центре которого изображен Христос, попирающий сломанные врата ада. Позади всех фигур - стена Иерусалима. По всему таусиновому атласу вышита вязью Молитва пасхальной службы.
Оплечье музейной фелони, как и золотное шитье XVII в., отличают стремление к сложной узорности, задача передать вышивку в виде металлической поверхности - это свойственно всем школам того периода, начиная от Годуновской (конец XVI - начало XVII) и до провинциальных мастерских, которые подражали царским и столичным произведениям. Своеобразным направлением русского искусства в XVII в. явилось стремление подражать в шитье золотым окладам и дорогим привозным тканям.
Возникновение искусства лицевого шитья связано с именем Никиты Григорьевича Строганова. Все шитые работы были его вкладами и поступали в крупнейшие храмы и монастыри по всей Руси.
 
Пресс-служба музея-заповедника
«Александровская слобода».

Назад
scroll
Покупайте онлайн